Рауф ТАЛЫШИНСКИЙ
Хочется поддержать наших депутатов: конечно, газеты лучше закрыть. Желательно все. И чем скорее, тем лучше. Вряд ли таким образом удастся решить все проблемы, но то, что жизнь в результате станет лучше (причем намного), никаких сомнений вызвать не может. Мы вообще, должен сказать, демонстрируем определенную последовательность в искоренении очагов аморальности, что вселяет серьезные надежды: ликвидировали казино, прикрыли ночные клубы, убрали с улиц трамваи, потом с этих же улиц – газетные киоски.
Логическая последовательность действий, я бы сказал, – это наше самое сильное место. Один пример: многие заметили, наверное, когда летом народ ездил к морю, затеяли ремонтировать мардакянскую дорогу. А в ноябре, когда к пляжам интерес несколько угас и все скучковались в городе, пришло время расковырять одну из главных магистралей столицы – проспект Нефтяников. Кому-то такая последовательность может и не понравиться (оппозиции, например, хотя от нее и не такого можно ожидать), но в логике отказать трудно.
Другой пример. У нас если какой-нибудь чиновник ворует или, скажем, берет взятки (это, конечно, большая редкость, но все же встречается), то прокуратуре, как правило, об этом становится известно не в процессе индивидуального обогащения, а тогда, когда его сняли с работы, т.е. когда он уже все, что мог, украл, деньги перевел за границу, виллу – на имя близкой подруги тещи, сам уехал в Карловы Вары, чтобы подлечить зубы, а на самом деле уже начал бороться за демократию в разворованной им стране. Если кого-то удивляет такая последовательность, то совершенно напрасно – в ней есть своя глубокая логика.
Теперь логика подсказывает следующий шаг – закрыть газеты. Возразить против этого трудно – идея богатая. Но дело в том, что вместо газет должно что-то быть. Не важно даже, что, главное, чтобы что-то было – природа пустоты не терпит. Я даже рискну предложить: пусть у нас теперь вместо газет будут фонтаны (количество последних, правда, пока до нужного числа не дотягивает, но, как говорится, не все сразу).
Может быть, у депутатов на этот счет есть какой-то свой план, но предложение кажется интересным. Фонтаны намного лучше, чем газеты. Во-первых, даже если оппозиция приспособится с помощью заграничных спецслужб финансировать фонтан, государственные интересы защитить будет гораздо проще – перекрыть воду, а иностранным посольствам объяснить, что населению гораздо важнее использовать ее на мытье тарелок.
Во-вторых, вокруг фонтана в летний зной население может вдыхать прохладу, а вокруг газет – не может. В-третьих, фонтан никак не препятствует работе высшего законодательного органа. Да и вообще, преимуществ множество, даже перечислить будет затруднительно.
Хотя, конечно, навязывать идею с фонтанами депутатам было бы с нашей стороны непозволительным проявлением самомнения. В конце концов их избрал народ и они лучше знают, что народу (тому, который их избрал) нужно, а что – нет. Я даже почти уверен, что они у народа поинтересовались: как быть с газетами? И народ ответил: “Надо их закрыть!”. Иначе депутаты с такой определенностью не высказывались бы.
Говорят, кстати, были массовые требования отключить в квартирах свет и воду на весь день и прекратить вывозить мусор. Но с удовлетворением этих требований пока, по слухам, решили подождать и ограничились только отменой льгот и повышением цены проезда в метро.
А что касается фонтанов, то, может быть, и не фонтаны, может быть, что-нибудь другое, с точки зрения стратегических интересов еще более полезное. В любом случае решение нужно оставить за депутатами. И даже не потому, что они у нас – орган законодательной власти, а в знак признания того гражданского мужества, которое они готовы проявить.
Посудите сами: как без газет народ узнает про то, какая титаническая работа мысли протекает у нас в парламенте? Как изможденные законотворчеством народные избранники тратят последние силы на то, чтобы вставить карточку в гнездо для голосования? Могут сказать: “По телевидению”. Но, во-первых, телевидение тоже нужно закрыть, равно как и Интернет. А во-вторых, у телевидения есть один существенный недостаток – на экране видно выражение лица.
Так что депутат сознательно идет на то, что его гражданский подвиг по обсуждению Земельного или, скажем, Налогового кодекса может не стать достоянием широких масс. Во имя стратегических интересов рискует тем, что останется в тени истории, и избиратели, встретившись с ним, запоздают с овациями. Но, может быть, не так уж это и удивительно – скромность вообще весьма распространенная среди народных избранников черта.
Так что, повторяю, идею закрыть газеты, а заодно и оппозиционные партии можно только приветствовать. Правда, есть одно “но”, может быть, и несущественное. Дело в том, что человеческое общество устроено таким странным образом, что в нем всегда происходит обмен информацией и всегда есть те, кто чем-то недоволен. Информацией можно обмениваться цивилизованным способом – через газеты, радио и телевидение. Если эти каналы закрыть, то обмен информацией не прекратится – как говорится, “воздух дырочку найдет”. Он будет протекать в форме слухов, обсуждений на всякого рода “задних дворах”, листовок и пр. В общем все это мы уже проходили в Советском Союзе.
То же и с оппозицией. Сегодня недовольный (а такие, повторяю, есть везде, в том числе и в самых благополучных странах) запишется, например, в “Мусават”, прочитает острую заметку в газете со словами “Правильно!”, в крайнем случае, выйдет на митинг Демпартии с портретом Расула Гулиева во внутреннем кармане пиджака и тем успокоит душу до следующего скандала в жэке или выговора от начальника.
В обществе, где такой возможности нет, он рано или поздно уйдет в горы, где “доброжелатели” припасут для него Калашников, – этот урок сейчас проходят в Таджикистане и Узбекистане. К необходимости признать пользу свободной печати и оппозиции человечество пришло методом проб и ошибок и ничего лучшего пока не придумало.
Социальные процессы всегда сопровождаются своего рода “паром”. Нужно оставить для него выход. Что получится, если этого не сделать, можно увидеть на опыте из серии “домашняя физика”. Поставьте чайник на плиту, зажгите горелку, а дырочку на крышке запаяйте. И можете начать принимать соболезнования.
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год