Р.ХАЛИЛОВА, Х.ИСМАЙЛОВА
Как мы уже сообщали, Бакинская городская прокуратура возбудила уголовное дело в отношении бывшего заместителя главы исполнительной власти столицы Фаика Мамедова. Известно, что ему инкриминируются статьи 178.2.3 (мошенничество, совершенное с использованием служебных полномочий), 178.3.3 (…с нанесением ущерба в крупных размерах), 311.3.2 (повторное получение взяток), 311.3.3 (…в крупных размерах) и 311.3.4 (…под воздействием угроз) Уголовного кодекса АР.
По полученной информации, требующей подтверждения, прокуратура заинтересовалась и другим экс-сотрудником мэрии – бывшим заместителем главы ИВ Баку Магомедом Аббасовым. Отметим, что именно Аббасов исполнял обязанности мэра после отставки Рафаэля Аллахвердиева и именно у него принимал дела нынешний градоначальник Гаджибала Абуталыбов. По неподтвержденной информации, Магомед Аббасов последовал примеру своего коллеги Фаика Мамедова и покинул страну. К сожалению, попытки уточнить эти данные нам пока не удалось.
Тем временем, корреспондентам “Эхо” удалось узнать новые подробности по делу Фаика Мамедова. Некоторые подробности дела мы публиковали. Кроме того, наш корреспондент связался по телефону с самим Ф.Мамедовым, который в настоящее время находится в Москве. Нам удалось встретиться с двумя жертвами мошенничества, которые проходят по делу в качестве потерпевших. Это – бывший директор колхозного рынка N4 Низаминского района Ильхам Керимов и бывший директор Западного управления департамента потребительского рынка и услуг Тофиг Бабаев. Они поведали историю о том, как столкнулись с Ф.Мамедовым, и утверждают, что последний обманул их на крупную сумму.
По словам И.Керимова, все началось с того, что в октябре 1998 года Ф.Мамедов вызвал его к себе и предложил должность директора рынка N4. До этого И.Керимов работал директором управления торговли N170.
Керимов рассказывает: “Ф.Мамедов, вероятно, предполагал, что я располагаю большими деньгами, а потому смогу оплатить стоимость предлогаемой им должности”. А стоило все это дело ни много, ни мало – 150 000 долларов. Однако, когда предложение было сделано, И.Керимов ответил, что у него такой суммы нет. Тем не менее, И.Керимов, собрав родных на “совещание”, объяснил им, что если они дадут деньги, то будут иметь свой пай в приватизации рынка.
В ноябре 12 человек – родные и знакомые И.Керимова – собрали 80000 долларов, из которых самому будущему директору рынка принадлежали только 27000 долларов. В декабре в присутствии своих родственников кандидат к руководители рынка передал деньги Ф.Мамедову лично. По словам потерпевшего, все показания родственников по этому поводу имеются в уголовном деле.
Деньги, как объяснил Ф.Мамедов И.Керимову, необходимы для приватизации рынка, на что 80 000 долларов недостаточно. А потому он потребовал остальные 70 000. И.Керимов обещал собрать эту сумму, но просил поторопиться с приватизацией. 28 декабря того же года И.Керимова назначили директором рынка. А бывший директор базара Рагуб Ширалиев написал заявление и перешел на должность заместителя. Но как выяснилось впоследствии, согласно приказу, должность заместителя была для Р.Ширалиева временной, а значит, и работа И.Керимова тоже.
Тогда последний обратился к бывшему вице-мэру и спросил, когда же закончится процесс приватизации, ведь кредиторы ждут своих денег назад. Время шло, но Ф.Мамедов не торопился с выполнением обещания. Между тем И.Керимов принялся за ремонт “вверенного” ему рынка, на что, как он говорит, потратил не только государственные средства, но и свои собственные.
Через некоторое время И.Керимов вновь вновь потребовал от Ф.Мамедова либо вернуть деньги, либо завершить процесс приватизации. Однако последний не торопился и, как отверждает И.Керимов, пообещал ему расправиться с ним.
Серьезные столкновения между И.Керимовым и Ф.Мамедовым произошли из-за фирмы “Каспиан инвестмент”, принадлежавшей сыну экс-мэра Рафаэля Аллахвердиева. В 1995 году по предложению Ф.Мамедова Р.Аллахвердиев издал распоряжение о выделении рынку N4 дополнительного земельного участка. Став директором И.Керимов построил на этой территории новые объекты. Но заетм, как он утверждает, Р.Аллахвердиев потребовал передать этот участок компании сына “Каспиан инвестмен”. И.Керимов отказался…
По словам потерпевшего, таких, как он, по делу проходит много. Вместе с тем есть люди, которые боятся обращаться в правоохранительные органы, так как полагают, что Ф.Мамедов сведет с ними счеты. Керимов, в частности, утверждает, что на территории одной только столицы у разыскиваемого Ф.Мамедова имеются около 20 объектов – источников дохода.
Нам удалось связаться и с Рагубом Ширалиевым, который был восстановлен в должности директора базара решением суда. По его словам, после того, как Ильхам Керимов был уволен и Ширалиев был восстановлен на должность, тот долго отказывался передавать ему печать и штамп учреждения, требуя 60 тысяч долларов, затраченных на ремонт. Ширалиев же, исходя из того, что ремонт был осуществлен за казенный счет, платить своему преемнику отказался.
Что касается фирмы “Каспиан инвестмент”, по словам Ширалиева, дополнительный земельный участок был выделен во временное пользование и мэрия имела полное право его отбирать. На вопрос, принадлежала ли эта фирма сыну экс-мэра Рафаэля Аллахвердиева, Ширалиев ответил, что, возможно, тот был соучредителем этой фирмы. Необоснованным считает Ширалиев приведенный потерпевшим довод о приватизации рынка и заинтересованности Фаика Мамедова в этом. “Приватизацией занимался ГКИ, а не Фаик Мамедов”.
Сам Ф.Мамедов, с которым мы повторно связались, также отрицает эти обвинения. По его словам, кто-то заинтересован в его дискредитации и с этой целью собирает против него показания. Бывший вице-мэр утверждает, что следствие старается привлечь как можно больше “потерпевших”, и с этой целью вызывают его знакомых в участок, прося их дать компрометирующий беглеца материал. “Дело доходит до угроз”, говорит Мамедов. По словам Мамедова, среди тех, кого вызывали в прокуратуру для его дискредитации, и первый заместитель главы Департамента потребительского рынка и услуг ИВ столицы Магомед Умудов. “Однако не все поддаются”, – говорит бывший вице-мэр.
Отметим, что в показаниях другого потерпевшего немало говорится и о Магомеде Умудове.
По словам потерпевшего Тофига Бабаева, его друг по имени Идрис был в хороших отношениях с Умудовым. Однажды Идрис рассказал о том, что М.Умудов ищет человека, которому можно было бы доверить управление торговыми объектами. Всего таких управлений было 4 – западное, северное, восточное и южное. Руководящее же место в одном из таких учреждений, а точнее, в Западном управлении стоило 100000 долларов.
Т.Бабаев согласился на сделку. Ему обещали дать аж территорию 4 районов – часть Насиминского, часть Хатаинского, часть Ясамальского районов и Сабаильский район в целом. Согласно показаниям Бабаева, заместитель главы департамента объяснил, что деньги адресованы Ф.Мамедову, а уже кому он их отдаст – решать ему. Т.Бабаев, по его словам, собрал деньги при помощи своих родных и знакомых (скинулось всего 8 – 9 человек). Отметим, что все имена кредиторов числятся в материалах уголовного дела.
Сентябрь 2000 года… Когда деньги были готовы, Т.Бабаев встретился с Умудовым в его же кабинете, где последний в присутствии друга Т.Бабаева Видади Алиева получил затребованные 100000 долларов. Бабаеву сообщили, что к работе он может приступить только после того, как управление будет приватизировано. Потом его свели с самим Ф.Мамедовым, который дал указание принять его на работу.
Однако вместо обещанных 4 районов Т.Бабаеву передали всего два – Ясамальский и Сабаильский. Потерпевший неоднократно обращался к Умудову за передачей остальных районнов, но тщетно. Т.Бабаев, по его словам, понял, что его надули. Тогда он попросил вернуть деньги обратно, так как собирается уволиться с работы. Но из 100000 долларов назад Т.Бабаев получил только 18400 долларов.
Примерно 5 месяцев назад Т.Бабаев обратился в городскую прокуратуру, предварительно побывав у бывшего начальника Управления по борьбе с организованной преступностью МВД Севиндика Сафарова.
Магомед Умудов считает эти показания не только ложными, но лишенными всякого смысла. По словам замглавы департамента, Т.Бабаев считает его виновным в своем увольнении, хотя решение принимал не Умудов. По его словам, никто не мог обещать ему несколько районов, так как границы утверждались во время создания управлений, в независимости от того, кто и когда их возглавит. Что касается Бабаева, Умудов утверждает, что познакомился с ним в сентябре уже после назначения. А его друг Идрис через некоторое время после того, как Тофиг Бабаев возглавил управление, попросил замглаву департамента помочь ему сориентироваться в работе.
Умудов отрицает слова Бабаева о том, что он просил у них денег для Фаика Мамедова. “Бабаев работал в этом управлении с сентября 2000 года, – говорит он. – Но лишь несколько месяцев назад обратился в прокуратуру. Почему он не сделал этого сразу после того, как мы якобы потребовали у него денег? Раньше он говорил, что дал Фаику Мамедову деньги в долг, что также маловероятно, а теперь утверждает, что давал взятку. Все это ложь”, – считает Умудов.
На вопрос, заставляли ли его давать показания против Мамедова, замглавы департамента ответил весьма уклончиво: “Я был в прокуратуре, мне задавали вопросы”. Вообще же Умудов уверен, что городская прокуратура будет вести дело справедливо.
Потерпевшие удивлены тем, что сотрудники Управления полиции Насиминского района, куда городская прокуратура направила санкцию на арест, до сих пор не могут найти Ф.Мамедова. В полиции заявили, что бывший вице-мэр давно находится за пределами Азербайджана. Это подтверждают и наши контакты с обвиняемым. Однако потерпевшие уверены, что их обидчик в настоящее время в столице. По их словам, он сидит в своем офисе по проспекту Н.Нариманова и занимается тем, что дезинформирует СМИ, чтобы уклониться от следствия.
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год