Игры во фракцию в Азербайджане

Л.ТАРВЕРДИЕВ

Безфракционному существованию Милли меджлиса (ММ), похоже, приходит конец. Конкуренцию за регистрацию в ММ, как уже сообщало “Эхо”, ведут две структуры: фракции Демократический блок и “Карабах”.

Напомним, что в соответствии с уставом ММ официальную парламентскую фракцию можно создать лишь при наличии 25 депутатов, что составляет около 20% членов законодательного органа. Пока обе указанные фракции до необходимой цифры не дотягивают: в Демблоке – 11 депутатов, во фракции “Карабах” – восемь.

При этом Демблок добивается пересмотра численных ограничений для регистрации фракции. Как заявлял председатель этой структуры Али Керимли, завышенность численной преграды признала и побывавшая недавно в Баку мониторинг-группа ПАСЕ. Поэтому в своей борьбе оппозиционеры надеются на поддержку Совета Европы (СЕ). А.Керимов выражал надежду на то, что в скором времени препятствия для регистрации фракции Демблока будут устранены.

Однако, похоже, поддержка СЕ оппозиционерам не понадобится. В преддверии отчета о выполнении обязательств перед СЕ (25 января 2002 года) власти страны задались целью продемонстрировать международной общественности наличие альтернативы, как основного требования демократии, “Ени Азербайджан” в Милли меджлисе. С этой цель фракция “Карабах”, как ожидается, пройдет в скором времени регистрацию.

Регистрация “Карабах” не потребует внесения изменений в став ММ. Путем вхождения в нее беспартийных депутатов и представителей “Ени Азербайджан” число членов “Карабах” планируется довести до заветной “25”. Прецедент уже есть: во фракцию входит экс-мэр Баку, член “Ени Азербайджан” Рафаэль Аллахвердиев. Ранее в интервью “Эхо” экс-мэр сообщал, что намерен сосредоточиться на работе в указанной фракции. Отметим, что пост сопредседателя во фракции “Карабах” занимает председатель ПГС Сабир Рустамханлы. Он же является председателем оппозиционного Демократического конгресса.

Сабир Рустамханлы достаточно четко говорит о намерении играть роль конструктивной оппозиции. Несмотря на это в последнее время нападки на него со стороны властей участились. Таким образом, “гонимый” властями Сабир Рустамханлы может представить фракцию “Карабах” как “оппозиционную”.

Маловероятна и отставка Сабира Рустамханлы с поста сопредседателя “Карабах”, чтобы противостоять намерению властей создать ручную оппозицию в парламенте. Такой шаг непременно станет причиной шквала обвинений в адрес лидера ПГС. Причем обвинения будут достаточно серьезными – нежелание содействовать освобождению Карабаха, измена общенациональным принципам ради политических предубеждений.

В то же время создание полуоппозиционной фракции вовсе не означает, что в стиле работы ММ произойдут изменения. От перемены мест слагаемых, как известно, сумма не меняется. Единственная функция фракции “Карабах” в таком случае – аргумент в спорах властей страны с европейскими структурами.

Словом, не успевшую заняться своей основной функцией, усилением деятельности ММ в освобождении Карабаха от оккупации, фракцию “Карабах” ожидает роль отводника во внутрипарламентской борьбе властей и оппозиции.

Из архивов газеты ЭХО, 2001 год


Метки: