НУРАНИ
Юбилейный саммит СНГ в Москве завершен, его участники уже покинули российскую столицу и разъехались по домам. И, на первый взгляд, прошел он – по “эсенговским”, конечно, меркам – удачно: впервые за многие годы удалось собрать в Москве президентов всех 12 стран Содружества.
Пригласили даже Ельцина. Правда, отправить приглашения экс-президенту Украины Леониду Кравчуку и бывшему председателю Верховного Совета Беларуси Станиславу Шушкевичу, стоявшим у истоков СНГ, – именно они проводили знаменитые переговоры в Беловежской пуще – направить приглашения то ли не догадались, то ли не захотели: пригласив Кравчука, было бы невозможно проигнорировать Шушкевича, а он сегодня в Беларуси один из самых “крутых” оппозиционеров.
Вопреки прежней традиции среди документов саммита уже не было соглашений ни об “общем экономическом пространстве” СНГ, ни об “интеграционном плане” Содружества. Независимые аналитики, прежде всего российские, накануне саммита открыто констатировали, что Содружество – это инструмент не интеграции, а цивилизованной дезинтеграции. А когда перед открытием саммита министр иностранных дел России Игорь Иванов попытался выдать за дипломатический успех СНГ тот факт, что страны Содружества вместе участвуют в антитеррористической операции, то такая попытка сделать хорошую мину при плохой игре оказалась слишком прозрачной даже для СНГ: если уж за успехи Содружества выдается готовность его членов следовать в американском политическом фарватере, то это уже событие знаковое.
Тем не менее президенты провели ряд двусторонних встреч, пленарное заседание. приняли заявление по Афганистану, обещали совместно бороться с терроризмом…
Однако сусально-розовой “юбилейной картинки” явно не получилось. В центре внимания участников саммита оказалось новое обострение отношений между Грузией и Россией. Несмотря на то, что после встречи с Путиным Шеварднадзе говорил, что он “доволен откровенной беседой”, и сторонам удалось проделать большую работу, острая перепалка прямо на юбилейном заседании между Шеварднадзе и Путиным оказалась красноречивее всех заявлений о взаимных симпатиях.
Нельзя не обратить внимание и на другое обстоятельство. Еще 29 ноября переговоры по статусу Каспия, причем весьма успешные, провели Казахстан и Азербайджан. Приближаются к подписанию соглашения о разделе дна Каспия, по словам Нурсултана Назарбаева, и Казахстан с Россией. Но, как подметили аккредитованные на саммите СНГ азербайджанские журналисты, никто из президентов прикаспийских стран не пожелал встретиться со своим туркменским коллегой, хотя основным камнем преткновения является именно его позиция.
Однако, несмотря на то, что в ходе саммита и Владимир Путин, и его коллеги не раз на все лады повторяли, что СНГ живет и будет жить, ответ на вопрос, что же будет дальше с союзом государств, которые объединяет прошлое, а не будущее, так и не прозвучал.
Более того, даже самые убежденные сторонники интеграции уже признают, что у СНГ не получилось ни окончательно разъединиться, ни объединиться по типу Евросоюза. И хотя юбилейный саммит не завершился скандалом точно так же, как знаменитая встреча в Кишиневе, где совершенно неожиданно для России другие члены СНГ в весьма жесткой форме высказали ей свои претензии, превратить его в “торжество интеграции” тоже не удалось – участники саммита ограничились только принятием декларативных заявлений.
Пока что саммиты СНГ остаются удобным поводом для всеобщей “тусовки”. Под аккомпанемент речей о блестящих перспективах СНГ президенты проводят двусторонние и многосторонние встречи, обсуждают свои насущные проблемы и ограничиваются принятием двух-трех декларативных заявлений “от имени всех”.
Но вот о реальной интеграции в масштабах всего Содружества уже не говорят вслух. Существующее положение, при котором СНГ как бы продолжает существовать и действовать, но на практике все его члены проводят независимую политику, пока что устраивает многих. Как долго будет продолжаться это “пока”?
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год