В Азербайджане подписаны 2 межпартийных соглашения

И.ЮСИФОГЛУ

История, как известно, повторяется дважды. Притом как в глобальном, так и в локальном масштабе. Как уже сообщало “Эхо”, 5 ноября между партиями АМИП, ПНФА (“реформаторов”) и “Тарагги” было подписано соглашение о сотрудничестве. По этим документам партии обязывались: – проводить единую политику; – при возникновении необходимости представлять друг друга в международных организациях; – не выступать против союзника и сообща действовать против оппонентов. Наблюдатели оценили это соглашение, как еще один успех “реформаторов” в направлении легитимизации, а политбомонд напрягся в ожидании ответа “классиков” на успех своих заклятых конкурентов.

И вот вчера, наконец, ПНФА “классиков” ответили подписанием межпартийных соглашений с Либерально-демократической партией (ЛДПА) и Гуманистической партией Азербайджана (ГПА). Как видим, соглашение подписано в аналогичном формате. Однако различаются число и содержание пунктов договора. “Классики” договорилось сотрудничать с ЛДПА и ГПА:

– в совместной борьбе за освобождение оккупированной части территории страны и против любых форм сепаратизма;

– в работе над совершенствованием выборного законодательства и созданием демократической предвыборной обстановки;

– в защите прав политических заключенных и организации мер для их освобождения;

– в борьбе за защиту социальных прав населения;

– обещали оказывать друг другу юридическую и информационную помощь.

Как стороны собираются реализовывать положения подписанного документа? В интервью “Эхо” лидер ПНФА “классиков” Мирмахмуд Миралиоглу (Фаттаев) призвал с этим вопросом не торопиться, заявив, что “все покажет время”. Однако уже при ближайшем рассмотрении возникает целый ряд вопросов, ставящих под сомнение эффективность и деятельность соглашения. Среди них: как стороны намерены совершенствовать выборное законодательство? Из всех легитимных путей законотворчества в распоряжении новых союзников всего один – продвигать законы через Милли меджлис, членом которого является Миралиоглу.

Однако, как уже сообщало “Эхо”, он легитимность ММ не признает и заседаний законодательного органа не посещает. Кроме того, даже в случае посещения лидером “классиков” заседаний ММ под сомнение ставится его законотворческая активность, поскольку эффективной депутатской работой в ММ 1995 года Фаттаев не отличился. Кроме того, отвечающие требованию актуальности пункты соглашения носят скорее тактический характер. Оппозиционные партии страны и так претендуют на “защиту социальных прав”, “прав политзаключенных” и др. Что изменится в общественно-политической жизни страны после подписания вчерашнего соглашения?

По мнению М.Миралиоглу, жизнь вообще означает необратимый процесс изменений. “Поэтому что-нибудь это соглашение обязательно изменит”, – говорит он. Помимо философского аспекта Фаттаев отметил и узкопрагматический. “Соглашение показывает, кто на самом деле представляет ПНФА”, – говорит он. На представление интересов “настоящей” ПНФА и претендует М.Миралиоглу. История повторяется дважды. Второй раз – в виде фарса.

Из архивов газеты ЭХО, 2001 год


Метки: