Проблемы религиозных организаций Азербайджана

С.МУСТАФАЕВА, З.РАСУЛЗАДЕ

Наступает священный для все мусульман месяц Рамазан. В Азербайджане же это событие совпало с целым рядом других событий в религиозной сфере. Проблема деятельности религиозных организаций в нашей стране сегодня очень актуальна. В связи с этим мы попросили председателя Госкомитета по работе с религиозными организациями Рафика Алиева ответить на ряд вопросов по этой теме.

– Какие мероприятия предусмотрены правительством в связи с месяцем Рамазан?

– Особых распоряжений со стороны правительства и госструктур по этому поводу нет. Но учитывая, что этот священный месяц имеет большое значение для каждого мусульманина, рабочий график госучреждений должен исходить из особенностей Рамазана. А главная особенность этого месяца в том, что каждый день в течение поста люди собираются вместе для совершения традиционной вечерней трапезы “ифтар”. И именно в эти дни мусульмане находятся в атмосфере единства, ведущей их к наибольшему сближению.

– Правда ли то, что в странах, исповедующих ислам, во время Рамазана запрещено вести политическую борьбу в полной мере? И как с этим обстоят дела в светских, но все же мусульманских государствах, таких, как Азербайджан?

– Да, такое действительно имеет место в государствах, исповедующих ислам. Обычно в этот промежуток времени политические встречи руководителей этих стран сокращаются до минимума. Прекращаются визиты, если в них нет особой необходимости. Не созываются конференции особой государственной и международной важности. Этот месяц в исламских странах политики посвящают молитвам и чтению Корана. И это касается не только политической, но и экономической жизни. Т.е во время поста деятельность любой сферы строго регулируется. Что касается Азербайджана как светского государства, то тут все обстоит иначе. В исламских странах законы регулируются в соответствии с шариатом. В светском же государстве действуют иные законы. В Азербайджане соблюдение законов священного месяца выстраивается несколько в ином смысле. Больше в этическом и моральном. “Я полностью поддерживаю инициативы Назима Иманова”

– Ваше отношение к недавнему обращению Назима Иманова к госкомитету и Духовному управлению мусульман Кавказа (ДУМК), в котором он призывает религиозных деятелей обеспечить прозрачность в их работе?

– Мы с ним беседовали еще до обращения. Назим Иманов приходил в госкомитет вместе с группой людей, после его встречи с шейх уль-исламом Аллахшукюром Пашазаде. Многие вопросы этого обращения были оговорены, в частности, касающиеся обучения канонам ислама. Я полностью поддерживаю его призывы по поводу упорядочения религиозной жизни страны и думаю, что это должно касаться всего общества. Пора навести порядок в религиозном хозяйстве нашей страны через упорядочивание религиозной ситуации.

Что касается обеспечения прозрачности деятельности религиозных структур, в этом я его также целиком и полностью поддерживаю. И это должно касаться в основном финансовой деятельности религиозных структур: мечетей, пиров, мест паломничества. От этого выиграют не только религиозные структуры, но и граждане, поскольку человек, который пожертвовал деньги в мечеть, так называемый “Нязир гутусу”, не должен задумываться после над тем, куда пойдут его пожертвования. Он должен иметь представление, на какие нужды идут средства, поступаемые в религиозные ведомства.

– Насколько достоверна информация по поводу ликвидации “Нязир гутусу” и есть ли какие-нибудь противоречия по этому поводу с ДУМК?

– Между А.Пашазаде и мэром Баку неоднократно шли переговоры по поводу того, что на улицах города надо ликвидировать “Нязир гутусу”. По многим канонам религии, по многим законам арабских стран, за пределами мечети, да и в мечетях тоже, сбор денег бывает только по специальному согласованию с соответствующими органами. Данный вид сбора распространен только в Азербайджане. Мы стараемся договориться с нашими мечетями по этому вопросу. И даже по праздникам этот вид пожертвований должен действовать только с разрешения главы ДУМК. И в этом духовенство солидарно с госкомитетом. “Мы обеспечим прозрачность в сфере религии”

– Как вы собираетесь добиться прозрачности в деятельности религиозных структур?

– Наш комитет и ДУМК предложили руководителям религиозных структур страны проводить отчетность своей деятельности. К примеру, госкомитет выпускает ежемесячный информационный бюллетень, в котором описывает все то, что было нами сделано за последнее время. Однако тут нужно отметить, что это – прежде всего, отчет перед обществом. Я опять-таки говорю, ни Госкомитет по работе с религиозными организациями, ни ДУМК не требуют, чтобы руководители религиозных организаций отвечали перед нами за свою финансовую деятельность. Это нам не нужно. Это нужно обществу. Перед теми людьми, которые приходят в мечети с чистой душой.

Надеясь на то, что эти деньги пойдут на благо нуждающихся в них. И они вправе требовать отчета хотя бы раз в квартал. Я уверен, что доходы мечетей в этом случае увеличатся. А чем больше доход, тем больше помощи можно будет оказать нуждающимся. Таким образом, я склоняюсь к тому, чтобы требовать от религиозных организаций отчетности с помощью общественных институтов. На сегодняшний день некоторая отчетность уже производится. Там описано то, каким детским домам и домам престарелым они помогают. Однако она далека от организованности. Она не носит постоянный характер. А нужен целенаправленный механизм, по которому та или иная мечеть постоянно оказывала бы благотворительную помощь одной и той же организации. И это разделение по организациям должно производиться по всем мечетям. Это касается и квартальных мечетей, большая часть поступлений которых идет на самофинансирование.

– В октябре вы начали процесс перерегистрации религиозных структур в Азербайджане…

– Все соответствующие документы по перерегистрации мы принимаем до 31 декабря. На сегодняшний день религиозные структуры уже представили документы в наш комитет: в общем это 406 религиозных организаций, из них 370 религиозных общин сумарского течения, 26 христианских и другие. Затем, после процедуры представления документов, будет проходить их регистрация. “О монополии не может быть и речи”

– В будущем году совершить паломничество (хадж) из Азербайджана смогут не более 1000 мусульман. В ДУМК сообщили, что такая квота определена для азербайджанских паломников, которые совершат хадж в преддверии Гурбан байрамы – 22 февраля 2002 года. Не считаете ли вы, что вводится монополия на этот вид деятельности?

– Закон “О свободе вероисповедания” разрешает всем религиозным организациям, общинам вести эту деятельность. Посольство Саудовской Аравии обратилось к нам с письмом, что до определенного срока различные организации, собирающиеся совершить паломничество, должны иметь контракт с какой-то фирмой в Саудовской Аравии и получить разрешение Министерства по делам религии этой страны. После этого они могут организовать хадж. Поэтому ни о какой монополии не может быть и речи. Что касается числа паломников, то в Саудовской Аравии существует закон, по которому на каждый миллион численности населения того или иного государства они разрешают по 1000 человек. Однако ежегодно больше этого количества от Азербайджана паломников не бывает. В прошлом году, к примеру, отправилось около 500 человек, а вернулось 360.

– Общественность неоднозначно восприняла решение госкомитета по ограничению деятельности квартальных мечетей. Многие высказывались против этого. Вы все еще за закрытие?

– Да, я остаюсь при своем мнении. Ведь главным образом речь тут идет о регламенте, который принят во всех мусульманских странах. Мечеть предназначена для общения с Богом. Люди приходят туда совершать намаз. Однако зачастую после совершения намаза в мечетях устраиваются “посиделки”, которые идут в противоречие с религиозным духом мечети и религиозными правилами. Согласно регламенту, мечеть должна открываться во время намаза, а через 30 минут после этого должна закрываться, для того, чтобы подготовиться к очередному совершению молитвы. В Турции, к примеру, мечеть открывается за 20 минут до намаза, а потом через 20 минут закрывается. Во всех мусульманских странах работа мечети регламентируется подобным образом.

Из архивов газеты ЭХО, 2001 год


Метки: