Возможна ли в Азербайджане исламская революция?

Р.ОРУДЖЕВ, Х.ИСМАЙЛОВА

Азербайджан на перепутье. В стране, претендующей на звание европейской, все чаще звучат разговоры о менталитете. Что ни говори, а менталитет у нас действительно специфичный.

После парламентских выборов, когда все ожидали волны протеста в связи с фальсификациями на выборах, районы Азербайджана потрясли митинги с требованиями света и газа. А в Нардаране и Маштаге митингующие ясно дали понять, что демократии они ни у кого не требуют. “Соблюдайте приличия!”, – требовали они, выкрикивая время от времени “Аллах Акбар!”.

Эти акции протеста показали, что радикально-религиозные настроения в обществе все-таки присутствуют. Исходя из вышесказанного, мы решили начать полемику вокруг этого вопроса. Вероятность исламской революции (подчеркнем, что речь в основном идет об изменениях в бытовом плане, нежели политическом) мы обсудили с представителями политических партий, общественных и религиозных организаций, учеными.

Но предварительно мы хотим ознакомить с результами интернет-опроса “Эхо”. На вопрос: “Какую роль играет в вашей жизни религия?”, посетители сайта www.echo-az.com ответили следующим образом:

незначительную: 167 (46,78%)
значительную: 160 (44,82%)
затрудняюсь ответить: 30 (8,4%)

Ирада Гусейнова, историк: “ДОЛЖНО ЖЕ БЫТЬ КАКОЕ-ТО ЧУВСТВО МЕРЫ!”

– Конечно, любого родителя не может не возмутить то, что сегодня показывают по телеканалам. Местные телекомпании в этом плане перещеголяли своих зарубежных коллег. Дошло до того, что реклама товара обернулось рекламой дурного образа жизни. Должно же быть какое-то чувство меры, какой-то предел! Порой даже жалею о тех временах, когда была цензура. Когда мы ратовали за свободу слова, такого себе даже вообразить не могли. – Но если это вас возмущает, вы же можете переключиться на другой канал. – А на какой канал переключать? Альтернативой могут служить только турецкие телеканалы, по которым весь день транслируют религиозные передачи. Если единственной альтернативой будут эти передачи, то исламской революции в Азербайджане не миновать.

Магеррам Зульфугарлы, зампред ПННА: “ИСЛАМСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ НЕВОЗМОЖНА”

– В Азербайджане исламская революция невозможна, для нее нет почвы. С начала XX века в нашей стране развивался капитализм, и даже если бы не пришла советская власть, все равно государство двигалось бы по демократическому пути. Мы с уважением относимся к нашей религии, а в Европе это воспринимается неправильно – как стремление к фундаментализму. Когда по российскому ТВ открыто популяризируются христианские обряды, об этом почему-то ничего не говорят, а когда мы отдаем дань своим традициям, это сразу расценивается как какая-то угроза спокойствию в мире. В этом заинтересованы Россия и Армения. А на самом деле и оппозиция, и власть нашей страны давно уже определили свое отношение к этому вопросу – никто не говорит, что став членами СЕ, мы превратимся в безбожников – как и прежде, религия будет занимать в нашей жизни свое место.

Ариф Гаджиев, секретарь “Мусават”: “ОПАСНОСТЬ ИСХОДИТ ИЗ ИРАНА”

– Единственная опасность в этом направлении исходит от враждебно настроенного к Азербайджану Ирана. Но в последнее время и там тоже идет процесс либерализации, поэтому я думаю, что если Азербайджан не свернет резко с пути интеграции с Европой, в ближайшей перспективе опасности исламской революции для Азербайджана не существует. Гарантом этого является сам азербайджанский народ, который не приемлет исламского фундаментализма.

Гаджи Джебраил, председатель Объединения Баку и деревень, зампред партии “Вахдат”: “ИСЛАМСКИЙ ФАКТОР МОЖЕТ БЫТЬ КАТАЛИЗАТОРОМ ВЗРЫВА”

– Сегодня в народе существует недовольство своим социальным положением. В последние годы к этому добавилось еще и неуважительное отношение к традициям и менталитету наших людей, которое выражается в показах обнаженной натуры эротического характера по ТВ и на страницах журналов. Наш народ привержен исламской вере и Корану, и накопившееся народное недовольство способно привести к социальному взрыву, а исламский фактор может сыграть в нем роль катализатора. Но чтобы это переросло в религиозную революцию? Не думаю, что это возможно. В течение стольких веков наша страна не знала волнений на религиозной почве, прежде всего потому, что азербайджанцы в силу своих особенностей воспринимают мусульманское учение иначе, нежели, к примеру, в Иране или Афганистане. А то, что некоторые артисты позволяют себе появляться полураздетыми перед зрителями, совсем не говорит об их высокой культуре. Ведь в Европе тоже по общественному ТВ запрещена к показу обнаженная натура.

Вспомните, даже при советской власти, которая вообще была безбожной, когда в кинотеатрах шли откровенные фильмы, на афишах обязательно ставилась предупреждающая надпись: дети до 16 лет не допускаются. В истории уже был момент, когда наш народ пытались ассимилировать – с 1823 года в Азербайджане проводилась такая политика. Но несмотря на долгий период внедрения, она не увенчалась успехом. Люди нашли в себе силы противостоять этому влиянию и сохранили свой менталитет и культуру. Мы уверены, что и теперь нация сможет выжить, не потеряв своих особенностей. Скорее всего, это будет достигнуто в форме каких-то радикальных преобразований, возможно, даже выступлений, когда народ наконец избавится от государственной коррупции, местничества и от тех, кто порождает их и ими руководит. Но говорить о том, что народное недовольство в Азербайджане способно принять вид исламской революции, по-моему, было бы явным преувеличением.

Гаджи Абдул, председатель религиозного объединения “Товба”: “ПРИЗНАКИ ВЗРЫВА УЖЕ ВИДНЫ”

Гаджи Абдул тоже вспомнил “старые, добрые советские времена”, когда детей до 16 лет не допускали на фильмы с эротическими сценами. Гаджи – сторонник принятия “железных законов”, с помощью которых можно было бы навести порядок в стране. Но для этого, по словам председателя “Товба”, не обязательна революция. Власти сами должны принять эти законы, чтобы избежать недовольства широких слоев населения. “Даже не поймешь, в какой стране живешь. Девушки полуодеты, парни одеваются в женскую одежду. Все это надо запретить. Пусть издадут указ, примут закон. Не то это может привести к большому взрыву! Первые признаки этого уже видны”. Виновником морального беспредела в стране Гаджи Абдул считает правительство и духовенство: “Если это происходит на глазах руководства страны и духовенства и их представители на местах не видят или не хотят видеть дьявольские деяния, направленные против наших национальных нравов, морали и основ религии, то они сами являются организаторами всего этого”.

Мешеди Гусейнага Сардаров, член верховного совета Исламской партии, зампред по оргвопросам:”МУСУЛЬМАНСКИХ ЛОЗУНГОВ БОЯТЬСЯ НЕ НАДО”

– Сначала мы должны понять, что такое революция. В ней, как правило, участвует весь народ, вся масса. На сегодня в Азербайджане такого количества людей, которым был бы нужен исламский переворот, нет. И еще, в течение 15 веков существования ислама еще не было случая, чтобы эта вера насаждалась насильственным или революционным путем. Не надо бояться того, что иногда во время народных выступлений люди используют традиционные мусульманские лозунги типа “Аллаху Акбар!”, как это было например, в ноябре в Нардаране, ведь скандировать имя Бога является вполне естественным для мусульман. Часто этим вещам придается преувеличенно ошибочное значение. Такое уже было перед распадом Союза, когда из-за растущего народного самосознания Горбачев опасался какого-то религиозного переворота в Азербайджане. Могу сказать, что в данное время для исламской революции в Азербайджане нет никаких условий.

Нариман Гасымзаде, теолог: “ДОСТАТОЧНО ОБРАЗОВАННОГО РЕЛИГИОЗНОГО ЛИДЕРА НЕТ”

– Сейчас импорт к нам исламской революции не имеет под собой почвы. На политической сцене нет авторитетной религиозной силы, и нет достаточно образованного лидера такого направления. В этом нам, можно сказать, повезло. В масштабе всего Азербайджана такая революция нереальна, в первую очередь потому, что различные регионы нашей страны традиционно отличаются друг от друга по степени религиозности и по типам вероисповедания. Тем не менее необходимо постоянно укреплять демократические институты в стране и вести религиозное просвещение народа. Если не развивать общество в этом направлении, то в будущем политические партии и демократические ценности потеряют силу и доверие в глазах народа. Тогда не исключена вероятность выхода на политическую арену других сил, которые, опираясь на низкий уровень религиозной культуры и недовольство народа своим положением, смогут использовать его для захвата власти, прикрываясь псевдоисламскими лозунгами.

Бриллиант Дадашева, певица: “НАШ НАРОД НА ТАКУЮ ПРОВОКАЦИЮ НЕ ПОДДАСТСЯ”:

– Я не считаю, что религиозность должна вести к взглядам на женщину как на вещь, к каким-то запретам для нее. Интересно, что те, кто так думают, позволяют себе применять в жизни такое понятие, как “сигя”, то есть они имеют право каждый месяц жениться по два раза на разных женщинах со сроком на 3-5 дней. У каждого свое мнение – они считают, что одеваться в открытые платья – безнравственно, а я считаю, что аморально делать “сигя” по нескольку раз в месяц. Так что лучше оставаться при своих взглядах и не трогать друг друга. Вообще удивительно, что такие люди хотят вводить свои запреты и при этом без вопросов пользуются благами цивилизации – телефонами, микрофонами, холодильниками, компьютерами. Я не думаю, что у нас может произойти исламская революция, потому что народ у нас – мудрый. И я считаю, что Господь Бог живет в сердцах наших и вера в него абсолютно не имеет отношения к тому, что нужно вводить в жизнь какие-то дополнительные запреты.

Ведь в Коране написано, что Бог един, значит и у француженки, и у англичанки тот же Господь. Почему же тогда считается, что Он именно мусульманкам запретил открывать лицо? Ясно, что люди, жившие в тех пустынных краях, были вынуждены закрывать свои лица из-за природно-климатических условий, и лишь безграмотные люди могут путать одно с другим, приписывать сейчас эти обычаи религии. Если какие-то исламские выступления и произойдут, то они могут быть организованы только силами, которые не любят нашу нацию – только с их стороны может быть такая провокация. И я все-таки думаю, что наш народ на нее не поддастся.

Из архивов газеты ЭХО, 2001 год