“Азербайджанская мечта” – вера в будущее

Огтай САДЫХ-ЗАДЕ, политолог, журналист

Бакинская нефть при реализации проекта Баку-Тбилиси-Джейхан в начале XXI века в состоянии превратить Азербайджан в один из региональных центров политической силы. Только в этом случае у нас появится возможность решить карабахский вопрос, минуя “режим геостратегического кокетства” сверхдержав. И только у такого Азербайджана есть право на то, чтобы жить и творить в новом тысячелетии…

Азербайджан – один из наиболее последовательных союзников Запада сегодня снова оказался перед трудным выбором – очевидно, что наметился тупик в определении судьбы Нагорного Карабаха. Мировое сообщество, включая Россию, не собирается отступать от идущего сейчас передела собственности и зон геополитического влияния на территории Южного Кавказа и идти на признание НК. С другой стороны, возможно ли вечное или долговременное сохранение статуса-кво и синдрома “подвешенного состояния ни войны и ни мира”? Многораундный переговорный процесс при посредничестве МГ ОБСЕ свидетельствует о том, что переговоры могут быть предметными, только если предварительно определиться по некоторым базовым положениям, а именно:

– проблема НК должна быть решена политическим путем или путем крупномасштабных военных действий? (во втором случае полностью недействительна мракобесная идея о возможности проведения какой-то антитеррористической операции ввиду очевидности трансформации данной операции в крупномасштабный военный конфликт вдоль всей линии соприкосновения военных сил на следующий же день);

– насколько отвечает процесс карабахского урегулирования национальным и государственным интересам Азербайджана и Армении, а также интересам сепаратистско-террористического режима Нагорного Карабаха?;

– насколько оппозиция в Азербайджане и в Армении, а также общественная мысль в этих странах способны конструктивно воспринять результаты переговорного процесса и “проглотить” их итоги? Что касается первого вопроса, необходимо отметить, что карабахский конфликт имеет сейчас только один путь урегулирования – политический. Любой другой путь – дорога к национальной катастрофе, причем как в Армении, так и в Азербайджане.

Арабо-израильский конфликт – нагляднейшая иллюстрация сказанного. Единственный вариант разрешения конфликта – компромиссный вариант. А единственная альтернатива к компромиссам – война. Рано или поздно сторонам будет навязана компромиссная программа урегулирования под тем или иным названием, причем вопрос будет решен ни по правовым, а по политическим соображениям.

Дело в том, что мировое сообщество не может долго мириться с ситуацией вокруг Нагорного Карабаха, поскольку сложившееся положение не способствует ни региональному сотрудничеству, ни проблемам безопасности, ни нефтяным интересам западного “нефтяного альянса”. Автором данного материала была разработана собственная программа по мирному урегулированию карабахского конфликта.

Мой план был, откровенно говоря, более чем либеральным и, наверное, потому не смог пробить себе дорогу в прессу. Этот факт еще раз демонстрирует степень милитаризации нашего общества. Опросы общественного мнения, проведенные независимыми организациями в Армении, показывают приблизительно идентичные результаты. Данное явление у Фрейда называется “выдавливанием”. Произошел некий надлом в психологии народа. Идет необратимый процесс снижения. Он, к сожалению, влечет за собой распад экономики, политической власти, культуры и нравственного лица населения. У армян свои заботы.

Я хотел бы немного поговорить о психологии нашего народа. Грешить и каяться – Достоевский считал этот принцип национальной чертой русского характера. Наверное, с кем поведешься, от того и наберешься. Сколько еще должно пройти времени, чтобы психология “Запад нам поможет” перестала чинить препятствие движению нашего народа к прогрессу, не по заимствованию самого легкодоступного и пошлого от западной цивилизации, а восприятию того понимания, что психология “Запад нам поможет” не может оставаться укладом мышления для азербайджанца в начале III тысячелетия, что компромисс – это не выбор между хорошим и очень хорошим, а выбор между плохим и очень плохим, где нет победителя, а есть только НИЧЬЯ. Теперь о втором вопросе.

Выскажусь так. Нет надобности стать Америго Вeспуччи, чтобы подчеркнуть необходимость увеличения объема иностранных инвестиций в азербайджанскую экономику, подчеркнуть миссию Азербайджана в реализации проекта ТРАСЕКА, актуальность спасения отечественного товаропроизводителя, формирования национальной буржуазии и пресловутого среднего класса. Аналогичные проблемы стоят и перед Арменией. Если политическое решение по конфликту между двумя странами не будет найдено в ближайшее время, Армения рискует превратиться в экономический анахронизм в регионе, который станет одним из главных энергетических, транспортных и коммуникационных коридоров между Европой и Азией.

Наиболее болезненным, по-моему, является именно третий вопрос. Компромисс, а не победа, компромисс, а не поражение. Компромисс в какой-то мере устроит все стороны (а их 4, а не 3, с учетом интересов и азербайджанского населения Карабаха, кстати, я не устаю выражать сожаления по поводу отсутствия у Азербайджанского государства теневого правительства Нагорного Карабаха, как у Грузии в лице абхазского правительства и парламента в изгнании).

Президент Азербайджана преподнесет этот компромисс как дипломатическую победу Азербайджана, президент Армении попытается преподнести его как великое достижение всех армян. Азербайджанская оппозиция сочтет данный процесс актом измены по отношению к Карабаху, аналогичную позицию займет и оппозиция в Ереване.
Мир не шахматная доска, и Карабах находится не на острове синьора Робинзона.

Мы живем в реальном мире, и необходимо стать прагматиками в политике, которая признает исключительно процесс изменения. Как оценить действия при такой ситуации азербайджанской оппозиций, вернее той ее части, которая не норовит по дорогой цене продавать себя тому, кто больше заплатит? Переходной период – сложный и специфичный, он совершается в условиях действующего в течение семи лет режима прекращения огня, поэтому требует особой политической ответственности, обеспечения консолидации всех здоровых сил в обществе и единства нации.

Это единство можно выразить понятием “азербайджанская мечта”, в которое вошло все лучшее, что отличает наш народ: богатая история, благородная семейная ориентация, осознанная надежда, непоколебимая, выстраданная вера в будущее и здоровый национал-консерватизм. И я так же, как и многие, не буду трубить тревогу, ибо полностью верю в мудрость своего народа…

Из архивов газеты ЭХО, 2001 год


Метки: