Р.ОРУДЖЕВ
Вчера агентство “Кавказ-центр”, контролируемое радикальным крылом чеченских моджахедов, опубликовало материал под названием “Зачистки по-азербайджански” за авторством некоего Гахрамана. В очередной раз азербайджанские власти обвиняются в преследованиях чеченских беженцев, теперь уже детей, которых, по мысли автора, изгоняют нынче из бакинских школ исключительно по национальному признаку.
Причем, никак не обосновывая свою личную версию, автор утверждает, будто распоряжение об этом поступило в бакинские школы из Минобразования в негласном порядке. Все это дело Гахраман с легкостью увязывает с “так называемой “антитеррористической операцией”, начатой США и Великобританией против ряда мусульманских стран”. Называются и школы, ставшие проводниками злобных происков Минобразования, – NN 23, 41, 134, 132.
Нам удалось связаться с директором одной из них – N41, Севдой Гулиевой. Абсолютной ложью назвала она все представленные в статье ссылки на неоправданные отчисления из школ детей-чеченцев. По ее сведениям, во всех центральных школах Баку учится немало детей беженцев, хотя точное число их в своей школе она назвать не смогла – “у нас не принято подсчитывать пропорциональный состав учащихся по национальному признаку”. Поскольку, во-первых, Азербайджан – многонациональное государство, во-вторых, часть учащихся – чеченцев являются гражданами нашей страны, и, в-третьих, различать детей в школе по национальному признаку по меньшей мере неэтично, говорит С.Гулиева.
В школе N41 первые дети беженцев из Чечни появились лет 6 назад. И с тех пор ни один из них не был исключен. Более того, понимая тяжелейшие условия существования чеченцев в изгнании, их не отчисляли даже по причине слабой успеваемости. Единственный случай ухода из их школы ребенка из числа беженцев произошел недавно – это был ученик 11-го класса Лема Садуллаев, родители которого решили переехать в Ингушетию и, естественно, забрали сына с собой. Кстати, его здесь вспоминают как весьма способного ученика, делавшего успехи в информатике и математике.
Директор С.Гулиева затрудняется дать оценку информации чеченского агентства, в которой не лучшим образом преподносится отношение в ее школе к чеченским детям. Автор явно воспользовался либо собственными измышлениями, либо чьим-то наговором, считает она.
По словам директора школы, нет и никаких “негласных указаний” из Минобразования Азербайджана, касающихся исключения чеченских школьников. Кстати, то же самое подтвердил “Эхо” и глава отдела по связям с общественностью Минобразования Байрам Гусейнзаде. Он заявил, что впервые в жизни слышит о таком указании, и, безусловно, его не могло быть вообще. Кроме того, в министерстве в последнее время вообще не получали жалоб о якобы имевших место притеснениях чеченских учащихся в средних школах.
Интересно, что и авторитетные представители чеченской интеллигенции – беженцы, проживающие в Баку, не слышали жалоб о притеснениях детей в школах. Об этом, в частности, заявили “Эхо” зампред общественно-политического объединения “Кавказская конфедерация” Али Улхаев, а также председатель комитета беженцев из Чечни Фируддин Аббасов. Хотя один из них, журналист Маирбек Тарамов, говорит, что именно после прошедших в США терактов он стал чаще слышать от земляков жалобы на то, что в ряде бакинских школ усилились притеснения детей беженцев, с них требуют взятки и т.п.
Во всяком случае, говорит Тарамов, Минобразования явно не приветствует прием таких детей в азербайджанские школы. Помимо вышеприведенных фактов, в статье упоминается и факт отчисления из Национальной академии авиации 7 студентов-чеченцев, которые платят за год обучения по $800. Их вынудили, пишет автор, подать заявления об уходе, и уже заплаченных денег возвращать не намерены. Насколько верно последнее утверждение, нам пока неизвестно, так как вчера нам не удалось связаться с руководством академии…
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год