НУРАНИ
События в Абхазии 9 октября едва не оттеснили на второй план антитеррористическую операцию США в Афганистане. Российские СМИ продолжают цитировать абхазских сепаратистов, утверждающих, что в ночь на 9 октября в окрестностях армянского села Наа в Гульрипшском районе Абхазии шли бои с “грузинскими, чеченскими и арабскими боевиками”. Сепаратисты утверждают, что в Абхазии находятся около 200 грузин-мингрелов, остальные – чеченцы и арабы.
Выполняя данное накануне обещание, “президент” самопровозглашенной “Республики Абхазия” Владислав Ардзинба объявил всеобщую мобилизацию, причем функционеры абхазского сепаратистского правительства, совершающие вояжи по российской территории, не исключают, что в регион могут направиться и представители абхазской диаспоры в России. Сказать, что это дает возможность “третьим силам” вмешиваться в абхазский конфликт, значит, ничего не сказать.
События в Абхазии официальный Тбилиси еще накануне квалифицировал как провокацию, затеянную теми силами, которые не заинтересованы в мирном урегулировании конфликта в Абхазии. Утром 9 октября события приняли драматический оборот. Согласно сообщениям официальных грузинских структур, два вертолета, прилетевших со стороны российской Карачаево-Черкессии, подвергли обстрелу два грузинских села в том самом Кодорском ущелье, а еще два самолета, также прилетевших со стороны России, нанесли по этой территории бомбовый удар.
Затем и те, и другие возвратились в Россию. МИД Грузии расценил бомбардировку как нарушение суверенитета Грузии и обратился к России с призывом не допускать использования собственного воздушного пространства в подобных целях. Особо подчеркнуто, что все происходит на фоне развязанной российскими СМИ антигрузинской пропаганды.
В самом деле, российский политический истэблишмент уделил этим событиям прямо-таки беспрецедентное внимание. Российские СМИ вовсю цитируют заявления силовых структур абхазских сепаратистов, что, мол, Грузия сама бомбила свою территорию. Сергей Ястржембский заявил, что в России обеспокоены событиями в Грузии. Министр обороны России Сергей Иванов обвинил Грузию в неспособности урегулировать ситуацию в Кодорском ущелье и заявил, что Абхазия, оказывается, подверглась нападению “террористов”.
В Москве полагают, что Грузия то ли не контролирует свою собственную территорию, то ли вообще использует “бандитов и террористов” в своих целях. Российский “Интерфакс” вообще распространил заявление неких “компетентных органов”, сотрудники которых – конечно, неофициально – называли грузинскую политику “лживой и двуличной” и сомневались, намерены ли в Грузии всерьез бороться с терроризмом. Представители российских ВВС заявили, что над территорией Абхазии никто не летал и никаких боевых заданий не выполнял.
В свою очередь “абхазский парламент” намерен обращаться в ООН – сбитый вертолет ооновской миссии создает для этого вполне понятный фон. То, что происходит сегодня, вполне может оказаться кануном большой войны. Во всяком случае грузинские парламентарии уже намерены встретиться с Эдуардом Шеварднадзе, в Тбилиси прервано заседание парламента и т.д.
Заинтересованность любой страны в мирной и стабильной обстановке на территории своих соседей – фактор, в дополнительных аргументах не нуждающийся. Более того, для Азербайджана Грузия – это едва ли не единственная “дорога жизни”, возможность установить связи с внешним миром вне российского и иранского контроля. Не говоря уже о “трубопроводных проектах”, имеющих для Азербайджана чрезвычайно важное значение. Это и трубопровод Баку – Супса, чья важность в условиях нестабильности на российском Северном Кавказе трудно переоценить, и ОЭТ Баку – Тбилиси – Джейхан, и газопровод с месторождения “Шахдениз” в турецкий Эрзурум, проходящий также по территории Грузии.
Обострение ситуации в Абхазии само по себе не несет той же угрозы вышеупомянутым трубопроводным проектам, что и дестабилизация ситуации в Чечне и Дагестане – “северному” маршруту Баку – Грозный – Новороссийск. Куда большую опасность представляют сегодня попытки России оказать давление на Грузию. В самом деле, не заметить весьма тревожных тенденций в российской политике уже невозможно.
Москва обрушилась на Тбилиси с вполне официальными и беспрецедентно жесткими заявлениями в ответ на… лекцию Шеварднадзе в Гарвардском университете, где президент Грузии посмел критично высказаться об “имперских рецидивах” в политике Москвы. Постоянные попытки Москвы разыграть “чеченскую карту” сегодня уже сменились обвинениями в адрес Грузии в том, что Тбилиси, дескать, “прикрывает” чеченских боевиков, дабы использовать их против Абхазии. А те, в свою очередь, утверждают российские СМИ, “вышли из-под контроля” и намерены прорываться на территорию России.
Таким образом, в складывающейся ситуации нетрудно усмотреть сходство с событиями осени 1999 года, когда вторжение отряда Шамиля Басаева в Дагестан стало правовым, да и не только правовым, обоснованием начала второй чеченской войны. И не исключено, что нынешняя серия обвинений в адрес Грузии – это еще и подготовка общественного мнения к силовой акции против нее…
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год