НУРАНИ
Антитеррористическая операция США в Афганистане не могла не отвлечь журналистов от других событий в регионе. Тем не менее не обратить внимания на проходящие в странах Ближнего Востока военные маневры с участием стран НАТО, в том числе США и Великобритании, трудно.
Так, 8 октября в Египте начались крупные военные маневры под кодовым названием “Брайт стар”. В Омане, в свою очередь, проходят совместные с Великобританией маневры “Рэпид Суорд-2”. Причем масштаб совместных военных игр не может не производить впечатления. В Омане в учениях принимают участие 22 корабля и около 30 тысяч военнослужащих – для сравнения напомним, что вся численность совместной англо-британской группировки, сосредоточенной вблизи Афганистана, составляет сегодня около 55 тысяч.
Еще более масштабные события происходят в Египте. Как было заявлено на совместной пресс-конференции начальника агентства боевой подготовки вооруженных сил АРЕ и командующего учениями “Брайт стар” с египетской стороны генерал-майора Амина Хусейна и командующего учениями со стороны США генерала Майкла Дилонга, впервые учения “Брайт стар” прошли еще в 1981 году, и сначала в них участвовали только военные контингенты США и Египта.
Сегодня к числу участников “Брайт стар” добавилось еще восемь стран. По заявлению генерала Майкла Дилонга, в этом году в учениях впервые принимает участие Испания, шестое европейское государство, вошедшее в состав “десятки”. Общее количество участников составляет около 70 тысяч человек. Причем свыше 43 тысяч – это египтяне.
Вторым по численности является американский контингент, насчитывающий 23 тыс. 759 человек. Впервые в истории маневров, как было объявлено на пресс-конференции, будут выполняться тактические стрельбы боевыми зарядами. Среди новшеств – ракетные стрельбы из-под поверхности моря по воздушным целям, а также пуски ракет с вертолетов по морским целям.
И в Омане, и в Египте какую-либо связь между проходящими военными учениями и антитеррористической операцией США категорически отрицают. Как заявил журналистам военный атташе посольства Великобритании в Маскате, столице Омана, британские военнослужащие, участвующие в военных учениях в Омане, не будут переброшены в Афганистан. Подобные заявления звучали еще до начала учений, в то время, пока шла переброска их британских участников в Оман. Тогда же и в Лондоне, и в Маскате напоминали о том, что решение о проведении учений было принято еще два года назад, а их сроки были согласованы еще до террористических актов в США.
Такие же заявления звучали и в Каире. Генерал-майор Амин Хусейн заявил журналистам на пресс-конференции, что военные маневры никак не связаны с развитием событий в Афганистане. Он отметил, что военнослужащие и техника стали прибывать в Египет из-за рубежа еще 8 сентября, то есть до событий 11 сентября в Америке. Командующий военными учениями со стороны США генерал Дилонг также отверг связь маневров “Брайт стар” с боевыми действиями в Афганистане, однако заявил, что пока неизвестно, куда будут направлены американские военнослужащие после окончания маневров 1 ноября.
Однако, отрицая связь между маневрами и антитеррористической операцией США, все их участники признают, что нынешние военные учения стали самыми крупными за последние годы. А это как минимум заслуживает внимания.
Террористические акты в США 11 сентября останутся такой же “точкой отсчета” в мировой истории, как и 1 сентября 1939 года – начало Второй мировой войны. Однако точно так же, как обстрелу мыса Вестерплатте в Гданьске, с чего и началась Вторая мировая война, в этой истории кое-что предшествовало: рост экстремистских настроений и политической напряженности в странах Ближнего Востока и Персидского залива накануне 11 сентября тоже был очевиден для многих.
И на этом фоне проведение Западом, особенно в содружестве с местными умеренными режимами, масштабных военных маневров выглядит вполне объяснимым и логичным: это и демонстрация дружбы с арабскими и мусульманскими странами, весьма актуальная на фоне обострения ситуации в Палестине, и весомое доказательство того, сколь влиятельными союзниками располагают власти Египта и Омана, и многое другое. Но после трагических событий в США и начала антитеррористической операции их теперь рассматривают в совершенно ином свете.
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год