Что ждать от выборов в парламент Азербайджана?

Р.ОРУДЖЕВ

Как известно, 16 ноября предстоят довыборы на освободившиеся депутатские вакансии в Милли меджлисе. Их всего 2, и голосовать за кандидатов придется (или не придется – по желанию) людям, живущим на территориях 52 Агджабединского и 87 Товузского избирательных округов.

11 октября, по информации Центризбиркома, для всех желающих стать кандидатами – последний срок сдачи заполненных подписных листов своих сторонников. В этот раз в борьбе за теплые места в парламенте примут участие исключительно “независимые”. Хоть среди них есть представители партий “Вахдат”, “Ени Азербайджан”, Свободных республиканцев и ЛДПА, только кандидатура председателя последней – Фуада Алиева – выдвинута партийными сторонниками, остальные функционеры предпочли побороться “за себя”.

На сегодняшний день подписные листы своих сторонников сдали 16 человек желающих: 9 – в Товузский округ и 7- в Агджабединский. Из них зарегистрированы в качестве кандидатов всего 5 человек: 2 – в Агджабеди и 3 – в Товузе. 4 кандидата к партиям отношения не имеют, а один – член правящей “Ени Азербайджан”. “Видимо, документы, предоставленные остальными 11 претендентами, не вполне отвечали положениям закона “О выборах”, – говорит пресс-секретарь ЦИК Ариф Гусейнов. – Хотя точная информация об этом станет известна только после 11 октября”. После окончания сбора подписей, до 21 октября, продолжится отбор и регистрация кандидатов на предстоящие выборы.

Уже с прошлогодних парламентских выборов в Азербайджане применяется новый электронный подсчет голосов на основе российской программы государственной автоматизированной системы (ГАС) “Выборы”. По словам пресс-секретаря ЦИК Арифа Гусейнова, наша страна – вторая в СНГ после России, применившая на выборах этот метод. Интересно, что он позволяет всем интересующимся на избирательных пунктах ознакомиться на экранах компьютеров с количеством уже проголосовавших и следить за темпами выборов.

По словам директора центра информатизации “Выборы” Игбала Бабаева, воздействие человека на получаемые результаты абсолютно исключается. Сам метод довольно прост, чего не скажешь о расходах по его применению. К компьютеру подключаются так называемые “электронные урны”, отличающиеся от обычных только наличием в них сканера, считывающего поступающую информацию с бюллетеней избирателей и принимающего эти бюллетени механизма вытягивания.

Собирали систему наши отечественные специалисты, но на гибридной, по выражению И.Бабаева, основе. Сканеры закуплены в Малайзии, механизмы вытягивания – в Москве, компьютеры – еще где-то, и только деревянные урны сколочены в Азербайджане. Директор центра поясняет, что система работает только на одной заданной программе, по которой с начала процесса выборов и до конца каждые 15-20 мин. компьютеры выдают на экраны информацию о количестве проголосовавших, которая сию же секунду складывается в общие цифры в головном компьютере, установленном в центре информатизации.

Однако расклад голосов по конкретным кандидатурам обрабатывается машинами только после официального завершения дня выборов – в 19.00 часов. “На парламентских перевыборах по 11 округам, которые прошли 7 января, – рассказывает И.Бабаев, – мы закончили работу в рекордные сроки – в 19.20. И это был тот самый случай, когда выданные нами результаты один в один совпали с результатами проведенной потом перепроверки голосов вручную”.

По азербайджанскому законодательству, несмотря на то, что автоматический подсчет голосов приветствуется, итоговым все же считается результат ручной проверки. Последний раз автоматизированный подсчет применялся на муниципальных довыборах, прошедших по стране 27 апреля. Впрочем, насчет выборов 16 ноября ни А.Гусейнов, ни И.Бабаев не уверены, что услуги в автоматизированном подсчете понадобятся, – применение системы стоит денег, а выбирать-то придется всего двух депутатов. Но до принятия решения на этот счет время у ЦИК еще есть.

С весьма положительной оценкой применения на практике ГАС “Выборы” не совсем согласен Осман Гюндузов, руководитель центра информационных систем и технологий “Мультимедиа”. В свое время он уже выражал в прессе свое отношение к новой системе, после лично проведенного мониторинга результатов электронного отслеживания выборов в России и у нас. Применяемая ныне у нас ГАС “Выборы”, по его словам, является авторской разработкой российских ученых, созданной еще в 1994 г. Она неоднократно использовалась на российских выборах самого разного уровня – в качестве экспериментальной, в течение 4-5 лет. Система так и не была воплощена в России на промышленном уровне, утверждает О.Гюндузов.

По его словам, наши специалисты обязаны были создать собственную систему электронного подсчета голосов, как оно принято во всем мире. Ведь дело это государственной важности, причем имеющее отношение к сугубо конфиденциальной информации. Неспроста, говорит ученый, и Россия, и Мексика, и США, и десятки других стран мира не пользуются в этом деле передовыми разработками специалистов, скажем, из Японии. Кроме того, говорит Гюндузов, руководство центра информатизации “Выборы” не допустило его в ноябре, во время парламентских выборов, к проверке, откуда поступает информация на головной компьютер и как она обрабатывается.

“Хотя в сущности, – говорит директор “Мультимедиа”, – система содержит много положительных качеств – при условии, что она работает по правилам. Создание азербайджанской системы электронного подсчета голосов перед последними президентскими выборами своим специальным указом инициировал сам Г.Алиев. В нем было отмечено, что прежде чем запускать систему в действие, должны быть подготовлены и утверждены специальные документы, регламентирующие порядок и время ее действия. Но ничего подобного сделано не было”.

Известно, что сам метод приветствуется во всем мире как весьма передовой, отметил он, недавно даже ООН по своей инициативе выделила средства для создания таких систем в республиках Средней Азии. А у нас не был организован подготовительный период, вот что плохо. И кроме того, купленная в России программа в Азербайджане вообще не подвергалась предварительным испытаниям. “Тогда как, – говорит Гюндузов, – у меня есть достоверная информация в собственных архивах о том, что ГАС “Выборы” не всегда проявляла себя как лучшая показательная система на выборах в самой России. В течение нескольких лет после 1994 г. ее несколько раз отклоняли по результатам разных голосований.

Я помню, например, что московская городская избирательная комиссия вообще не приняла эту систему. Ее купили после того, как в Баку побывал председатель российского ЦИК. Мы тогда много критиковали ее. Нашим национальным координатором по этому вопросу была тогда Малейка Аббасзаде. Она утверждала, что на выборах будут применяться сразу 2 программы – наша национальная разработка и ГАС “Выборы”. Мои сотрудники присутствовали в разных ОИК по стране, и за один день до самих выборов они позвонили мне и сообщили, что пришел приказ из информцентра – работать будет только российская система. Неизвестно, создавалась ли вообще национальная программа подсчета голосов”.

Понятно, что вопросов остается слишком много, и разобраться в них под силу только специалистам. Мы только предприняли попытку обратить внимание общественности на необходимость четкого отслеживания всего, что касается применения передовых технологий при подсчете наших с вами голосов. А то, как бы не пришлось в будущем (когда ручной метод уйдет в небытие), начать удивляться способности компьютеров обманывать простодушных граждан, безоглядно верящих в честность “кнопочных механизмов”.

Из архивов газеты ЭХО, 2001 год


Метки: