Р.НАСИРОВ
В предыдущих номерах газеты мы писали о том, что правительство разрабатывает проект документа о замене льгот компенсациями и, ссылаясь на данные, полученные от конфединциального источника, называли сумму компенсаций – 100 тыс. манатов. Вчера информация подтвердилась, и чиновник уже другого ведомства признался, что в министерстве функционирует группа, специально созданная для разработки нормативного акта о компенсациях, и действительно в качестве базовой принята именно эта цифра.
При этом были сделаны уточнения: сумма 100 тыс. манатов – это предел, на который могут рассчитывать лица, пользующиеся правом на льготы на все коммунальные услуги, – проезд в транспорте, оплату телефона и т.д. То есть, компенсации будут выплачиваться из расчета объемов льгот, которыми пользуются конкретные граждане.
Так, люди, обладающие правом на бесплатный проезд в транспорте, получат лишь ту часть от 100 тыс. манатов, которая предусмотрена на субсидирование транспортных льгот. Соответственно освобожденные от 50-процентной оплаты коммунальных услуг могут рассчитывать на половину компенсаций, предназначенных для коммунальных субсидий.
Рассчитывать на то, что нынешний вариант проекта подвергнется в будущем изменениям в сторону увеличения общей суммы компенсаций, не приходится, даже несмотря на то, что над проектом документа работают рабочие группы в разных ведомствах – Министерстве экономического развития (МЭР), Минфине и Минтруда и социальной защиты населения.
Теоретически в каждом из них должны приниматься за основу разные параметры. Например, Минфин должен исходить из возможностей бюджета, Минтруда – ориентироваться на базовые социальные составляющие, а МЭР – рассматривать их в совокупности. Но, судя по солидарности сотрудников трех ведомств в вопросе нераспространения информации, можно догадаться, что в целом проект документа уже готов и в него вносятся лишь уточнения.
Есть смысл вспомнить о том, как раньше вводились разные льготы. Практически каждый раз, как определенная категория граждан получала на них права, спустя месяц или два автоматически повышались коммунальные тарифы. Так, из конфиденциальных источников стало известно, что на повестке в МЭР находится вопрос увеличения стоимости киловатта электроэнергии на 4 – 10 манатов.
Сейчас физическим лицам 1 КВт обходится в 96 манатов. Следовательно, после того, как будет введена система субсидий, стоимость киловатта может повыситься до 100 – 110 манатов. Удалось также узнать, что никакого отношения данный вопрос к приватизации Производственного объединения “Бакыэлектрикшебеке”, и в частности к претендующей на право управления ПО турецкой компании “Бармек Холдинг”, не имеет.
В отличие от своего предшественника – немецкой компании “Сименс”, последняя не выставляла подобных требований. Просто в МЭР могут вспомнить просьбу годичной давности руководства АО “Азерэнержи” о повышении стоимости электроэнергии. Тем более, что решить вопрос раньше не удавалось из-за реорганизационных перемен в структуре АО.
Теперь они завершены и прояснилась судьба “Бакыэлектрикшебеке”. Уместно вспомнить и о регулярных жалобах главы Абшеронской Водной региональной компании Октая Асадова на низкие цены на воду. Несколько раз данный вопрос становился предметом дискуссий в правительстве, но так до сих пор и не решился…
Несколько иная ситуация с тарифами на газ. Собственного газа для удовлетворения потребностей населения в Азербайджане явно не хватает. Выручают международная холдинговая компания “Итера” и “Транснафта”. На днях “Итера” намерена увеличить поставки газа в Азербайджан до 17 млн. куб. метров в сутки, а с октября и до конца 2004 года будет ежегодно прокачивать в республику до 4 млрд. куб. метров. Вроде бы прямой связи между вопросом компенсаций и повышением тарифа на газ нет. Однако компания “Итера”, поставляющая попутно газ и в Грузию, недавно увеличила цену на “голубое топливо”, поступающее в соседнее государство, на 6 долларов за 1000 куб. метров.
В связи с этим в местном представительстве компании отметили, что между “Итера” и Азербайджаном существует четкое соглашение и, пока контракт в силе (до конца года), цены за газ изменены не будут. Однако все же есть вероятность их повышения. Понятно, что если это произойдет, то надбавка скажется на расходной части бюджета. Следовательно, пытаясь облегчить нагрузку на госказну, правительство дотирует доходную часть бюджета, также увеличив тарифы на газ. Ведь 150 млрд. манатов, заложенные в проект бюджета для компенсации льгот, и так тяжким бременем отразятся на казне.
К тому же есть прецедент: Федеральная экономическая комиссия России выступила с предложением правительству этой страны увеличить с октября текущего года тарифы на промышленное использование газа на 20%, а на эксплуатацию в бытовых целях (для населения) – на 25%…
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год