Р.ОРУДЖЕВ
После недавних нелицеприятных публикаций в газете “Ени Мусават” о заокеанском владельце Демпартии Азербайджана Расуле Гулиеве, у многих создалось впечатление, что партия “Мусават” таким образом инициировала охлаждение своих отношений с ДПА. Сделано это якобы для того, чтобы оградить себя от дальнейших обвинений со стороны прессы в игнорировании предложения близкой (как считалось раньше) партии о совместном проведении массовых акций протеста.
Напомним также, что с начала этого года именно ДПА, единственная из всех политических партий, неоднократно предпринимала попытки проведения полномасштабных антиправительственных митингов. При этом наибольшую лояльность к уличным действиям Демпартии всегда проявляла ПНФА (“классики”), входящая наряду с “Мусават” в один политический блок – Демконгресс(ДК). Общие отрицательные решения ДК, принимавшиеся коллегиально, несколько раз противоречили желанию руководства ПНФА выйти на митинг вместе с демократами.
Вчера стало известно, что днем офис демократов посетил председатель классического ПНФА Мирмахмуд Фаттаев, который провел переговоры с секретарем ДПА по связям с общественностью Мирвари Гахраманлы и пресс-секретарем партии Шаином Наджафовым, – сам генсекретарь ДПА Сардар Джалалоглу находится в деловой поездке в США.
Выяснилось, что темой обсуждения партфункционеров, во-первых, стало закрытие нескольких газет страны и незаконный арест ряда известных журналистов. Они пришли к выводу, что в будущем смогут оказаться на месте арестованных. После этого стороны обсудили проблему необходимости проведения массовых акций в Азербайджане и, кстати, пришли к выводу о возможности скорых совместных выступлений двух партий. Со своей стороны М.Фаттаев дал слово демократам, что попытается еще раз, на следующем заседании совета председателей ДК добиться принятия общего решения промусаватских партий об участии в уже намеченном митинге 29 сентября.
Председатель ПНФА заверил секретарей ДПА, что лично у их партии нет проблем с возможностью участия в митингах ДПА, и если в этот раз ДК вновь примет по этому поводу отрицательное решение, то уж в следующих акциях ДПА его партия точно присоединится к демократам.
Создается ощущение, что М.Фаттаев сделал некий предупредительный шаг, нацеленный на изменение “миролюбивой” позиции ДК и прежде всего его ведущей партии -“Мусават”. Хотя, можно ли надеяться на это, – еще большой вопрос. В недавнем интервью “Эхо” председатель “Мусават” и ДК Иса Гамбар недвусмысленно дал понять, что пока его партия придерживается тактики цивилизованных методов борьбы с властями. Что, впрочем, не мешает ПНФА, как отдельной партии, принять свое решение по этому вопросу.
Раскалывать блок по причине участия или неучастия в чужом митинге ПНФА и “Мусават” вряд ли решатся – и та, и другая партии в этом случае проиграют и в силе, и в весе. Но предположить тут можно и другое. ПНФА выходит из ДК и создает с ДПА некий новый политический альянс, наиболее радикальное крыло оппозиции, которое возродит в качестве основного уличный метод борьбы с властями по любому удобному поводу – как в конце 80-х – начале 90-х гг. Обоюдное желание к такого рода действиям, кажется, есть.
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год