Армения и Россия начинают производство самолетов

НУРАНИ

По сообщению ряда региональных СМИ, в частности, PanARMENIAN, газеты “Аравот” и агентства CNA, 23-24 сентября в Армению прибывает группа специалистов авиаконструкторского бюро “Сухой”. В их задачу входит передача армянским заводам заказа на изготовление комплектующих деталей, агрегатов, а также сборку спортивных самолетов типа СУ-46 и СУ-31, а также сельскохозяйственного самолета СУ-38. Как заявил журналистам председатель союза товаропроизводителй Армении Вазген Сафарян, существует “заявка” на реализацию в Европе ежегодно до 15 спортивных самолетов в год, а сборка одного самолета в месяц уже будет хорошим показателем.

Согласно предварительным договоренностям, в производстве авиеток будет задействован завод “Разданмаш”, которому поначалу будут предоставлены льготные условия. Как предполагается, первоначально свободная таможенная и налоговая политика помогут наладить производство, а затем уже завод перейдет к деятельности в налоговом поле в обычном режиме.

Как известно, о подобном проекте говорилось еще во время визита в Армению российского вице-премьера Ильи Клебанова в августе нынешнего года, в рамках подготовки визита в Армению президента России Владимира Путина. Причем тогда говорилось не только о производстве легких спортивных самолетов, но и о ремонте военных.

Здесь, пожалуй, требуется некоторое отступление от темы. В отличие от Грузии, Армения авиаремонтной базой, как известно, не располагает. Кроме того, в результате последних геополитических изменений на постсоветском пространстве Россия оказалась перед реальной перспективой утери контроля и над тбилисским, и над ташкентским авиаремонтными заводами.

Так что нет ничего удивительного в том, что она всеми силами пытается создать подобную “материально-техническую базу” на территории своего союзника – Армении. Проще говоря, речь идет об очередном шаге Москвы, направленном на укрепление военного и военно-промышленного потенциала Армении. Находящейся, заметим, в состоянии войны с Азербайджаном. Плюс ко всему во время активных боевых действий в Карабахе, как полагают многие эксперты, Азербайджан имел явное превосходство в воздухе, и теперь, судя по всему, Россия намерена это изменить.

Не меньший интерес представляет и другое. Как известно, российская авиационная промышленность сейчас переживает не лучшие времена. Рынок сбыта катастрофически сужается: армии бывших союзников переходят на натовское вооружение, даже собственные российские авиакомпании предпочитают пересаживаться на “боинги”, “айрбасы” и “дугласы”.

То есть не у дел остаются и “ТУшки”, и “СУшки”, и “МиГи”, и “ИЛы”. На этом фоне российский авиапром считает для себя производство легких спортивных самолетов перспективным направлением. Более того, российские авиапромышленники даже активно лоббируют изменение “воздушного” законодательства, что позволило бы развивать и в самой России рынок “малой авиации”.

И какими бы близкими ни были союзнические отношения между Москвой и Ереваном, вряд ли КБ “Сухой” согласилось бы без боя отдать столь лакомый кусок армянским “партнерам”, а не загружать собственные производственные мощности.

Еще больший интерес вызывает тот факт, что производство спортивных самолетов Россия рассчитывает наладить на ПО “Разданмаш”. Дело не только в том, что это – по сути дела, крупнейший машиностроительный комплекс Армении.

Именно П/О “Разданмаш” сыграло ключевую роль в незаконной переправке российского оружия и боеприпасов для боснийско-сербской армии в разгар балканской войны – разумеется, в обход санкций ООН. А это уже не позволяет исключать, что “Разданмаш” вновь предстоит стать базой оружейной контрабанды.

Однако на этом фоне не может не удивлять упорное молчание официального Баку. По непонятной причине мы не ставим под сомнение право России осуществлять посредническую миссию по урегулированию карабахского конфликта, в то время как она заключила военный союз с одним из его участников, мы почти дали согласие на функционирование Габалинской РЛС как российского военного объекта и т.д. Ставка на “сбалансированную политику” в очередной раз не оправдала себя. Вопрос только в том, когда мы это заметим.

Из архивов газеты ЭХО, 2001 год