Как Виктор Кожени пытался купить… ГНКАР

И.Ахмедов

Как мы уже сообщали вчера, чешские правоохранительные органы выдвинули обвинения в мошенничестве против Виктора Кожени, который вместе с одним из своих сподвижников обвиняется в обмане 300 тыс. чешских акционеров “Гарвардского фонда” на общую сумму в 310 млн. долл.

Учитывая, что небезызвестный В.Кожени имеет к нашей стране самое прямое отношение, данное сообщение не может оставить равнодушными наших граждан.

Напомним, В.Кожени приехал в Баку в 1997 году, когда Азербайджан готовился к приватизации крупных предприятий. Первым долгом он собирает команду единомышленников и скупает ваучеры на черном рынке на 150 млн. долларов и собирается докупать столько, сколько понадобится для приобретения… ГНКАР.

Сумев привлечь в “дело” друзей-миллионеров, а также фонд Omega Advisors и крупнейшую в США страховую компанию AIG, ему удается собрать 700 млн. долларов. Скупкой ваучеров (оплата производилась наличными) занимался доверенное лицо Кожени Том Фаррел.

Для респектабельности Кожени открывает в Баку инвестиционную компанию Minaret Group. Но… процесс приватизации крупных объектов в стране тормозится. На обращения обеспокоенных инвесторов Кожени отвечает, что “у него все схвачено” и его поддерживают азербайджанские чиновники (он имеет в виду прежде всего Барата Нуриева – тогдашнего зампреда Госкомимущества).

Надежда на приобретение ГНКАР окончательно испаряется после того, как президент Алиев в одном из своих выступлений официально заявляет, что нефтяная отрасль не должна оказаться в руках иностранцев. Кроме того, появляются правила, регламентирующие обязательную регистрацию в Госкомитете по ценным бумагам “пакет” паев больше 100 штук. Таким образом, удалось высветить, кому принадлежат большие пакеты приватизационных паев.

Тогда же инвесторы узнают, что Кожени покупал у азербайджанского правительства опционы на ваучеры не по 25 долларов, как утверждал, а меньше чем за 1 доллар. Вобщем, поняв, что предпринятая им операция “нефтегазовый комплекс Азербайджана” не удалась, он в спешке покидает страну.

Его корпоративные инвесторы Omega и AIG подали на Кожени в суд, хотя сам он заявлял, что является жертвой обстоятельств и “коррупции в чиновничьих кругах Азербайджана”. У нас в стране, как известно, все эти обвинения отрицают, а Б.Нуриев неоднократно говорил о том, что никогда не принимал у Кожени каких-либо взяток.

Однако не будем вдаваться в подробности многочисленных темных дел Кожени за рубежом и у нас, тем более, что об этом в печати сказано предостаточно. Попробуем разобраться в феномене Кожени и в тех объективных обстоятельствах в мире и у нас, которые и сделали возможной подобную аферу.

Для этого необходимо ответить на три вопроса:

1) Существует ли на самом деле некий “феномен Кожени”? Насколько то, что произошло, носит объективный характер, или это чисто случайная удача аферистов?

2) Почему подобные пирамидальные игры имели место преимущественно в постсоциалистических странах в 90-е годы?

3) И, наконец, как Азербайджану, неискушенной в таких играх молодой стране, удалось не только “выйти сухой из воды”, но и, по сути, обвести вокруг пальца этого великого комбинатора?

Мошенничество само по себе явление не новое. Оно существует столько, сколько и само человечество. Но мошенничество мошенничеству рознь. Одно дело – мотивация обычного афериста, который, прежде чем пойти на какую-либо авантюру, заранее ставит себе цель – обмануть и “попасть вперед”. Другое дело – мошенничество, так сказать, в силу обстоятельств.

В данном случае мы имеем дело со вторым вариантом. Иначе говоря, есть некоторые обстоятельства, которые толкают таких, как В. Кожени, на “подвиги”.

История вопроса такова. Пожалуй, впервые подобные условия возникли, когда появился титул собственности (активов), т. е. ценные бумаги (акции, облигации ), которые сами по себе ничего не стоят, но, однако, за ними стоят некие реальные ценности. Они, к тому же, подвержены существенному изменению их рыночной стоимости.

С этого времени начинается игра вокруг ценных бумаг, которая и по сей день не перестает быть привлекательной. Более того, суммарный объем ценных бумаг за это время вырос до фантастических размеров и альтернативы ему не видится.

Во всем этом лабиринте законодательство пытается поспеть за усложнением игры вокруг ценных бумаг и в развитых странах (а рынок ценных бумаг полноценно функционирует именно там) и защитить честных людей от таких дельцов, как Кожени. Но если в индустриально развитых странах эта сфера – ключевой сегмент экономической безопасности страны и правительство пристально за ним наблюдает, то развивающиеся страны по разным причинам должного внимания ему не уделяют.

Мотив подобных людей, подобных Кожени, приблизительно следующий: малые страны в силу их неразвитости и отсутствия крупных инвестиционных средств остро нуждаются в привлечении портфельных инвестиций. Но нужны операторы. Они-то и призваны выполнить почетную миссию – привести инвестора. И эта роль может оказаться очень выгодной. Нужно только быть немного авантюристом и не бояться последствий.

Приблизительно такую игру начал еще в начале 90-х годов В. Кожени на своей родине – в Чехии. Чем она закончилась, известно. Предложив чехам вложить 820 тыс. их приватизационных чеков в его фонд, он впоследствии меняет их на акции ведущих предприятий страны, и когда цены на них резко подскакивают, реализует акции и выручает, по некоторым данным, около 1 млрд. долларов.

После этого концы уходят в воду. Теперь нет этого фонда, так же, как нет на родине самого В. Кожени. Если учесть при этом, что в отличие от Азербайджана, в Чехии приватизационные чеки доставались их владельцам не бесплатно, а за кровные 35 долларов каждый, то нетрудно понять гнев простых чехов сегодня. Но дело в том, что во всем этом главное не в Кожени, а в обстоятельствах, которые спровоцировали его активность. Не будь Кожени, нашлись бы другие.

Если попытаться суммировать все пирамидальные игры в странах бывшего соцлагеря (а их в общей сложности насчитывается не один десяток), то можно смело утверждать, что только бывшие “социалисты” могли попасть на эту удочку, доверяя свои кровные деньги и ожидая от разного рода аферистов баснословных доходов. Ведь в природе ничего “ниоткуда” не берется. Если весь мир в среднем работает на уровне 5-10% рентабельности в год, то откуда взяться фантастическим 500 и более процентам доходов? Такое бывает, конечно, но очень редко, когда на рынке появляется какой-нибудь качественно новый продукт или услуга, да и то такой процент рентабельности держится лишь некоторое время, пока конкуренты не проснутся. В нашем же случае ясно, что это шулерство кончится тем, что пирамида замкнется, когда не окажется очередных лопухов, готовых пожертвовать очередную сумму, из денег которых и выплачиваются заветные проценты первым.

Так что это – игра для “совков”, российских, чешских или азербайджанских – неважно. Цивилизация уже давно все расставила на свои места, и все здравомыслящие люди там понимают, что чем большие обещают проценты (даже реальные), тем выше риск, и поэтому предпочитают доходы невысокие, но надежные. “Совки” – наоборот. Результат – налицо. Суммарные потери простых граждан из бывшего соцлагеря теперь можно сравнивать с ВВП совсем немаленькой страны.

Правда, ситуация с Кожени – это немного другая игра. Вообще затея с бесплатной раздачей государственной собственности гражданам бывших социалистических стран оказалась одной из самых глупых идей реформ. Кому в голову пришла эта идея, теперь уже трудно сказать. Но, судя по всему, родилась она в одной из восточноевропейских стран, поскольку там же ее и начали первыми реализовывать.

Почему-то считалось, что для восстановления исторической справедливости будет правильным, если каждый гражданин сможет “пощупать” руками свой пай в общем “котле” государства. Никто не подумал, что формальная раздача титулов общенародной собственности никаких проблем не решит, а лишь добавит новые.

Экономика – это не большой пирог, который следует по справедливости делить. В ней кроме деления, как и в математике, есть еще и умножение. А кто возьмется за сложнейшую задачу умножения? Ведь без этого разделенные поровну паи будут таять. Тогда и придумали разного рода фонды (то ли ЧИФы, то ли МИФы), которые и стали лакомым куском для таких великих “управляющих”, как Кожени.

Справедливости ради скажем, что некоторые страны Европы смогли в последний момент избежать этого чисто популистского шага и спасти как доходы людей, так и экономику. По крайней мере Польша и Венгрия не пошли по пути Чехии и совершенно справедливо отдали приоритет поиску конкретных инвесторов и эффективной реконструкции бывших социалистических предприятий, пока они не устарели морально. Мы же до сих пор ищем на них покупателя, наивно ожидая, что он когда-либо появится и на эти несчастные чеки купит их. Заодно и осчастливит наших граждан, превратив их в полноценных собственников.

Как нужно было поступить – это уже другой вопрос и к этой теме имеет лишь косвенное отношение. Факт в том, что в том варианте приватизации, который был выбран, в том числе и у нас, в Азербайджане, люди, получившие пай государственного имущества бесплатно, не выиграли ничего. На пользу это оказалось только людям типа Кожени.

Начав позже всех игру в раздачу приватизационных паев, мы, имея возможность видеть ошибки, сделанные другими, тем не менее последовали уже скомпроментированной к тому времени идее раздачи госсобственности гражданам через бумажки. При этом, не стесняясь, обещали народу, что цена у них будет 1000 долларов. Теперь, когда стоимость паев устоялась на уровне 26 тыс. манатов, это заявление некогда высокопоставленного должностного лица ничего кроме смеха не вызывает. Однако, оказывается, что даже в этих условиях можно нагреть руки. Причем не обязательно за счет своих граждан.

Вспомним 1997 год. Тогда от слетевшихся на запах нефти иностранных визитеров, желавших делать бизнес в Азербайджане, не было отбоя. Тогда всем казалось, что через несколько лет Азербайджан будет купаться в нефтедолларах, и не “застолбить” здесь участок просто грех. На запах нефти пришел и В.Кожени. Тем более, что у него к этому времени уже имелся хороший европейский опыт.

Но не учел он одного. Здесь есть более маститые игроки, которые, хотя и не понимают всех тонкостей игры в ценные бумаги, но нюха на приближающуюся опасность у них не отнять. Вот на этом ловкий Кожени и попался. В стране, где законы работают слабо, нужно лишь вовремя почувствовать опасность и отказаться от ранее данных обещаний, что и было блестяще продемонстрировано. Кожени, который с улыбкой облапошивал восточно-евпропейцев, в Азербайджане “нагрели” как деревенского простачка.

Получается, нет худа без добра. Не будь этих несчастных чеков и корруции в обществе, не оставил бы Кожени в Азербайджане, по разным оценкам, от 150 до 600 млн. долл., за которые теперь у нас никто не несет ответственности. Хотя, не думаю, чтобы подобная слава кому-то оказалась по душе.

Из архивов газеты ЭХО, 2001 год