“Война между Азербайджаном и Арменией возможна только в том случае, если переговорный процесс полностью себя исчерпает. Hо пока об этом говорить рано, т.к. прямой диалог сторон и переговоры в рамках Минской группы продолжаются”.
Об этом в эксклюзивном интервью агентству “Туран” заявил посол Франции в Азербайджане Жан-Пьер Гинют.
В то же время он не исключил риска возобновления боевых действий в любой момент, т.к. две страны официально находятся “в состоянии войны”. Посол скептически отнесся к информации о том, что население Азербайджана настроено воевать.
“Для того чтобы узнать истинные настроения народа, следует провести референдум”, – сказал он.
Гинют отметил, что его контакты с людьми как в столице, так и в провинции свидетельствуют о том, что никто войны не хочет.
“Азербайджанцы как никто знают, что такое тяготы войны. Те, кто говорит о войне, лишь выражают готовность воевать и выполнить свой долг в случае необходимости”, – считает посол.
Он считает также, что в Азербайджане нет “партии войны”, считающей боевые действия единственно возможным путем решения карабахской проблемы.
“Я уверен, что мирные переговоры и диалог будут продолжены”, – сказал французский дипломат, выразив сожаление, что, несмотря на усилия президента Жака Ширака, недавняя встреча президентов Армении и Азербайджана в Париже не принесла конкретных результатов.
Тем не менее Франция совместно с США и Россией продолжит усилия в этом направлении, уверен дипломат. Отвечая на вопрос, как увязать слова Ширака о том, что конфликт может быть урегулирован до конца нынешнего года, и заявления Гейдара Алиева об отсутствии результатов парижской встречи, Гинют сказал, что “не видит в этом никакого противоречия”.
Глава Азербайджана не сказал, что конфликт не будет урегулирован в принципе. То же самое имел в виду и президент Франции. В переговорном процессе есть как продвижения, так и заминки, “сейчас мы находимся в середине пути”, говорит Гинют.
Что касается деятельности Минской группы ОБСЕ, то, по мнению дипломата, она себя не изжила и должна и далее продолжить свою деятельность.
“Думаю, что формула, удовлетворяющая обе конфликтующие стороны, будет найдена, но все это предполагает компромиссы. Пойти на них – самое трудное”, – подчеркнул он.
Hа вопрос о том, возможно ли введение против Азербайджана экономических и политических санкций, если все-таки боевые действия будут возобновлены, посол Франции сказал, что санкции – прерогатива Совета Безопасности ООH. При этом он отметил, что за последние 20 лет такое решение принималось крайне редко.
“Практика показывает, что санкции против каких-либо стран, как правило, оказываются неэффективными. Как профессиональный дипломат я вам скажу, что введение каких-либо санкций против Азербайджана или Армении не предусмотрено”, – отметил посол Гинют.
Отвечая на вопрос о целесообразности опубликования в азербайджанской прессе всех 3-х вариантов урегулирования, предложенных ранее МГ ОБСЕ, Гинют сказал, что “это самое яркое подтверждение гласности в Азербайджане”. По его мнению, пока эти документы были предметом обсуждения сторон конфликта, они носили строго конфиденциальный характер. Они были обнародованы только после того, как от них отказались.
“Однако то, что обсуждается президентами и сопредседателями в настоящее время, опубликованию не подлежит”, – подчеркнул Гинют.
Посол не должен и не может критиковать политику своего государства, он может только представлять свою страну. В демократических странах не принято критиковать свой парламент, но от этого законодательного органа можно требовать демократического обсуждения той или иной проблемы, с тем, чтобы был представлен весь спектр мнений. Таково мнение Гинюта в связи с признанием Парижем “геноцида армян” в Османской империи.
Согласно дипломату, во французском сенате были заслушаны мнения и сторонников и противников принятия данного решения, и все это было опубликовано во французских газетах.
Говоря о пикетах и митингах перед Посольством Франции в Баку по данному поводу, посол назвал их неотъемлемой частью жизни нормального демократического общества. “Все было в цивилизованных рамках и никакой агрессии по отношению к нам проявлено не было”, – заявил посол Франции. Отдел политики
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год