Газета “Эхо” продолжает проведение еженедельных интернет-опросов. Вопрос виртуального соцопроса в этот раз звучал следующим образом: “Как вы относитесь к так называемой “народной дипломатии?”
В опросе приняло участие 266 человек. Мнение респондентов разделилось следующим образом: 126 человек (47,37%) ответили “позитивно”, 129 человек (48,5%) ответили “негативно”, 11 человек (4,14%) затруднились выразить отношение к “народной дипломатии”.
С просьбой прокомментировать результаты опроса мы обратились к председателю АНК ХГА Арзу Абдуллаевой, бывшему мэру Баку Санану Ализаде и главе Организации освобождения Карабаха Акифу Наги:
САНАН АЛИЗАДЕ, бывший мэр Баку, общественный деятель:
“К народной дипломатии я отношусь положительно только потому, что ни военные, ни политические деятели карабахский вопрос решить не смогли и не могут. Мы хотим решить проблему мирным путем, но угрожаем, что решим ее военным. Тут возникает такой парадокс: за 8 лет ни военным, ни политическим методом мы проблему решить не смогли, но вновь и вновь возвращаемся к этим попыткам. Я сторонник того, чтобы к вопросам политических и военных методов решения карабахского конфликта приплюсовать еще и вопросы, связанные с народной дипломатией, а также вопросы экономического взаимодействия. Мы не имеем дипломатических, политических контактов с Арменией. Это никак не вяжется с тем, что мы хотим с армянами примириться. Поэтому народная дипломатия должна существовать”.
АКИФ НАГИ, председатель ООК:
“Я считаю, что не могут страны, находящиеся друг с другом в состоянии войны, следовать принципам народной дипломатии. Мы уже высказывали свое мнение по этому вопросу. А что касается опроса, то негативное отношение к народной дипломатии – результат действий неправительственных организаций, которые под прикрытием названия “народная дипломатия” занимались халтурой”.
АРЗУ АБДУЛЛАЕВА, председатель АНК ХГА:
“Во всем мире принято 2 уровня переговорного процесса – официальный и неофициальный. Первый ведут власти, второй – это народная дипломатия.
Власть считает, что прерогатива переговоров принадлежит только ей. Народная дипломатия считает, что по справедливости решить все может только она. В нормальных же странах представители власти и народной дипломатии взаимодействуют, нормально общаются, помогают друг другу… Преимущество народной дипломатии заключается в том, что над переговорным процессом давлеют лишь интересы народа. Резкие высказывания в рамках народной дипломатии тоже не имеют последствий, потому что они неофициальны… Результаты опроса я считаю более чем хорошими. Разница мизерная, а могла быть и больше. Паника, поднятая ANS, и высказывания Карена Оганджаняна очень сильно повлияли на тех, кто еще высказывался за народную дипломатию”.
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год