И.РЗАЕВ, Р.БАБАЕВ
В настоящее время госконцерн АЗАЛ рассматривает возможность принятия дополнительных мер по обеспечению безопасности на самолетах гражданской авиации. Как сообщил ANS первый замгендиректора АЗАЛ Сабир Ильясов, рассматриваются различные варианты: либо вновь вооружать экипажи самолетов, либо направлять в каждом рейсе вооруженного сотрудника МВД, МНБ или самого АЗАЛ.
По словам С.Ильясова, в настоящее время азербайджанский госконцерн готовит соответствующие предложения по обеспечению безопасности полетов в Международную организацию гражданской авиации (ИКАО).
Стоит отметить, что сами предосмотр и контроль при посадке пассажиров авиакомпаний, совершающих международные рейсы, осуществляется достаточно жестко. Кроме того, во вчерашнем номере “Эхо” уже сообщало об усилении режима охраны в аэропортах. Тем не менее эксперты ставят под сомнение обеспечиваемость безопасности полетов на внутренних авиарейсах в Азербайджане. Несколько расслабленное отношение к внутренним рейсам, как показали теракты 11 сентября, свойственны не только нашей стране.
Напомним, что самая нашумевшая попытка теракта последнего времени в Азербайджане – “дело Мехти Гусейнли” – была осуществлена на авиарейсе Нахчыван – Баку. При этом Гусейнли сумел пронести в салон горючие материалы. В случае угрозы воздушного теракта смогут ли ПВО Азербайджана обеспечить безопасность столицы и регионов страны? “Эхо” обратилось за комментариями к генерал-майору ПВО в отставке, депутату Милли меджлиса Владимиру Тимошенко.
– Как реагируют ПВО Азербайджана на неконтролируемые полеты?
– В Азербайджане неконтролируемых полетов нет. Их не может быть. Так же, как не существуют неконтролируемые полеты в Америке. Это рейсовые самолеты были захвачены.
– Так можно ли предотвратить подобную катастрофу в Азербайджане?
– Вы ставите неправильные вопросы. Давайте разберемся. Во-первых, в Америке это были плановые рейсовые полеты. Самолеты вылетели строго по графику, по заданному маршруту. В воздухе самолет захватывается, как бывало и раньше. И дальше самолетом управляют бандиты, приказывают летчику, куда ему лететь. В данном случае террористы сами сели за штурвал.
– А если станет известно, что террористы собираются провести в Азербайджане акцию, подобную той, что произошла в США, но на борту самолета есть пассажиры. Какой тогда представляется реакция сил ПВО?
– За всю историю развития противовоздушной обороны, авиации никогда еще не было такого, чтобы государство сбивало свой пассажирский самолет. История не имеет аналогов. Единственный случай – произошедшее в Америке. И то он произошел, когда три самолета упали на объекты. Единственный сбитый пассажирский самолет – это корейский “Боинг” на Дальнем Востоке. Но он был сбит другим государством – Советским Союзом – как самолет-разведчик, который отошел от коридора, по которому он должен лететь на 200 км.
Хочу отметить, что здесь должна быть задействована не столько ПВО. В задачу ПВО не входит охрана защиты неба над портом, над аппаратом президента, Милли меджлисом. Это не то. ПВО должны предотвратить подлет авиации, сбить его за несколько километров, чтобы не был нанесен удар по городу. И никогда в задачи ПВО не ставилось бороться со своими самолетами. – Допустим, что из аэропорта “Бина” вылетает самолет с террористом на борту и берет курс на здание Кабинета министров, аппарат президента. Можно ли его перехватить в воздухе?
– Никто ничего не сможет предотвратить, никто ничего не сможет сделать. Можно только перехватить дежурство в воздухе. Понимаете? Никто не успеет поднять самолет-перехватчик за это время. Если, не дай Бог, подобное случится – ничего предпринять нельзя будет. Отметим, что мнение В.Тимошенко подтверждаются и заявлениями главкома ВВС России Анатолия Корнукова во вчерашнем интервью “Независимой газете”:
– Если бы с подмосковного аэродрома взлетел самолет с террористом и немедленно взял курс на Кремль, его бы успели перехватить?
– Скажу откровенно, если это, не дай Бог, случится, мы не успеем подготовиться и открыть огонь. Дивизионы дежурят в готовности N2 и на приведение их в готовность N1 нужно 10-12 МИНУТ”.
Сколько времени требуется для того, чтобы самолет, взлетевший из аэропорта Бина, достиг центра Баку? Не более ДВУХ МИНУТ, говорит генерал Тимошенко. Этот вопрос прокомментировал “Эхо” и экс-министр обороны Азербайджана Таджаддин Мехтиев.
– Предотвратить катастрофу не удастся, так как самолет долетает из аэропорта “Бина” до центра города за считанные минуты. За это время, для того чтобы ликвидировать угрозу, надо самолет сбивать либо с воздуха, либо с земли. Это настолько скоротечно, что ни одни силы не успеют прийти в боевую готовность, чтобы сбить самолет с террористами. Практически это невозможно.
– А если известно, что в самолете находятся пассажиры?
– Сегодня главком ВВС России маршал Корнуков сказал, что если президент даст указание сбить самолет, мы будем сбивать. Это произойдет в том случае, если городу может быть нанесен урон в десятикратном и большем размере жертв, чем находится людей в салоне самолета.
– Практикуется ли вообще сбитие собственных самолетов?
– Россия заявила, что будет сбивать. Одно дело, если погибнут 200 человек, другое – десятки тысяч.
– Но ведь неизвестно, будет ли самолет направлен на городские цели или же он просто захвачен террористами для выполнения властями каких-то условий?
– Я думаю, что в любом случае, если самолет поднимется в воздух с аэропорта “Бина” и направится к центру города, ни одни силы ПВО не смогут предотвратить катастрофу. Единственная панацея – жесточайший контроль в аэропорту, чтобы террористы не могли проникать в салон самолета.
***
Кроме того, добавим, руководство по организации и несению боевого дежурства, как подтвердил Владимир Тимошенко, разрешает открывать огонь только по боевым самолетам. К примеру, в России сбивать пассажирские или спортивные самолеты можно, лишь если достоверно известно, что самолет захвачен террористами и на борту нет заложников, сообщают российские СМИ. Общеизвестно, что одну из основных угроз национальной безопасности Азербайджана представляют армянские террористические организации, главная из которых – АСАЛА.
Вместе с тем теракты в США показали, что наиболее удобными для исполнения терактов могут оказаться граждане страны, как правило, вызывающие меньше подозрений, чем иностранцы. В этом плане стоит отметить, что у Азербайджана есть своя “горячая точка” – Загатала. Напомним, что некоторое время назад глава ИВ Загатальского района заявлял об “угрозе сепаратизма, стремлении террористов отделить этот регион от Азербайджана”. Как свидетельствует мировой опыт, теракты чаще всего заменяют активные боевые действия (к примеру, баски в Испании, палестинцы и т.д.).
В этом плане гораздо большую угрозу, как представляется, несут в себе такие организации, как “Садвал” и др. Отметим, что в интервью “Эхо” представители ведущих политических партий страны выразили крайнюю озабоченность в связи с возможностью активизации подобных организаций в Азербайджане.
Кроме того, как сообщило вчера агентство “Туран”, МHБ Азербайджана продолжает оперативно-розыскные мероприятия по поимке одного из организаторов разоблаченной в Баку религиозной экстремистской исламской организации “Хизбут Тахрир” – гражданина Узбекистана Абдулрасула Абдулкеримовича Абдулрагимова. Отметим, что в свое время в Узбекистане “Хизбут-Тахрир” громко заявила о себе серией ОДНОМОМЕНТНЫХ терактов. Такая же характеристика применима и к серии терактов 11 сентября в США…
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год