Р.ОРУДЖЕВ
В субботнем номере нашей газеты с резко критическим заявлением в адрес Духовного управления мусульман Кавказа (ДУМК) выступил сотрудник одной из неправительственных общественных организаций – Центра защиты религиозных убеждений и свободы совести – Гаджи Азад Нариманоглу.
Напомним, фактически обвинив управление в том, что оно извлекает сверхдоходы, оставив за собой монополию на организацию поездок на хадж, он сообщил, что существует реальная возможность для каждого жителя страны совершить полный обряд хаджа всего за 450 долларов (Гаджи Азад Нариманоглу ссылается на собственный опыт), в то время как ДУМК взымает за это 1200 долларов.
Между тем, в Духовном управлении мусульман Кавказа сведения, которые приводит сотрудник НПО, называют “абсолютно дилетантскими и даже глупыми”. Как утверждает заведующий международным отделом ДУМК Гаджи Азад Багиров, сегодня для того, чтобы совершить такую поездку, человеку придется потратить не менее 700 долларов в лучшем случае. Любой, кто ездил в хадж, знает, что виза в Иран стоит 84 доллара, а в Ирак – 53.
За пересечение саудовской границы наземным видом транспорта с человека берут 160 долларов госпошлины. За весь цикл проживания в Мекке, Медине и все остальное надо заплатить от 340 до 540 долларов. Так что цифра, называемая А.Нариманоглу, просто смешна, говорит А.Багиров, если только он не один из тех, кто достигает границы Саудовской Аравии (СА) чуть ли не пешком, всеми правдами и неправдами проникает в нее, а затем доставляет хлопоты местным властям своим попрошайничеством и житьем под мостами.
По его словам, А.Нариманоглу показывает полную некомпетентность в рассматриваемом вопросе тем, что выступает против монополии ДУМК при оформлении нашим гражданам виз в СА и предлагает предоставить такое право и туристическим агентствам:
– Весь мир отправляет своих паломников централизованным образом через соответствующие министерства. Но так как у нас религия отделена от государства и такого духовного госоргана нет, наше правительство, идя навстречу пожеланию Министерства по делам религии СА, решило упорядочить этот процесс и подтвердило право только ДУМК сотрудничать с ним. Это не могло быть нашей инициативой, так как мы, не являясь государственной структурой, не могли своей властью запретить всем остальным организациям заниматься этой деятельностью. С 1990 года мы начали отправлять наших граждан, и в первое время цены были довольно низки.
Начиналось все с 700-800 долларов. Потом цены стали постепенно расти и сейчас в некоторых случаях достигают даже 2000 долларов. Все из-за того, что с 1994-95 гг. стали появляться такие “конкуренты”, которые, во-первых, ломают все планы саудовских властей по планомерному и упорядоченному процессу совершения хаджа, а во-вторых, мешают нам (ДУМК) постоянно увеличивать количество паломников. Тут действует принцип перехода количества в качество. Ведь если в этом году по официальной линии хадж совершили всего 475 человек, а мы могли по специальной квоте саудовской стороны отправить 1500 человек, то это значит, что у нас были “отняты” те 200 или 350 (точных цифр нет) обманутых “фирмами” нелегалов, которые “нарисовались” уже на саудовской границе.
Все услуги по оформлению и отправлению людей, естественно, стоят денег. Траты идут на изготовление международных медицинских карт, ламинированных удостоверений, на каждые 60 отправляемых паломников мы нанимаем сопровождающих врачей, переводчиков, специалистов по шариату, закупаем медикаменты. Кроме того, мы не афишируем эту сторону своей деятельности, часть бедных мусульман мы отправляем ежегодно бесплатно или со значительными скидками. Вот на что идут средства. А чем больше людей год от года мы бы отправляли, тем меньше это бы стоило им самим – цену можно было бы понижать. Но те, кто соглашается на “обходной” хадж, не понимают того, что действуют против себя и себе подобных. (И саудовская сторона вынуждена идти на ответные меры – СА поощряет те страны, которые практически не нарушают ее законов).
Например, на следующий год нам почти в три раза снизили квоту на въезд – она составила всего 560 человек, а вот Турция получила разрешение на оформление въезда 120 тысяч граждан против 56 тысяч в этом году. Такие же поощрения получили Иран, Индонезия. В том же Иране люди по 5-6 лет ждут своей очереди на хадж, и их стремление к этому поддерживают в СА, а у нас количество официальных паломников падает – поэтому и введение ограничений по отношению к нам неудивительно.
Кстати, только в Турции ряду туристических компаний, выбранных соответствующим религиозным госорганом, было разрешено параллельно заниматься оформлением и отправлением желающих совершить хадж. Но это связано лишь с тем, что госструктуры уже не справляются с быстрым оформлением огромного количества желающих, но сами эти фирмы работают только по их правилам и под их контролем. Багиров говорит, что все обвинения ДУМК в присвоении больших средств за последние 10 лет организации поездок абсолютно лишены оснований.
По его словам, за свои услуги ДУМК вообще не берет никакой мзды – ни 80, ни 800 долларов. Все средства идут только на облегчение участи паломников, и в ДУМК эту работу почитают за святую обязанность. “Если бы мы зарабатывали такие средства, в присвоении которых нас обвиняют, – говорит Багиров,- то, наверное, я, как заведующий международным отделом управления, не получал бы зарплату в 30 “ширванов”. Скорее всего этот человек – А.Нариманоглу – преследует какие-то свои меркантильные интересы, когда говорит о “прекрасной” поездке за 450 долларов.
Возможно, он как-то связан с теми людьми, которые пытаются использовать хадж как еще один из видов прибыльного бизнеса. Понятно стремление любого человека заплатить меньше, но ведь надо соблюдать и шариат, согласно которому человек обязан совершить хадж, только если это не нанесет вреда его личному и семейному материальному положению. Люди же, пытающиеся сэкономить на этом, в итоге бывают обираемы – как правило, они не знают традиций и сроков совершения тех или иных обрядов, лишаются элементарных удобств в пути и на месте пребывания, куда-то опаздывают, чего-то не выполняют и в итоге не имеют права называться совершившими паломничество.
Я сам бывал свидетелем того нечеловеческого отношения, которое вынуждены терпеть наши нелегалы на границах Ирака и Иордании с Саудовской Аравией. Их там называют словом “гачах” и ни во что не ставят. Представьте себе пустыню, где в радиусе 120 км есть только один маленький магазин. Потоки автобусов, прибывающие отовсюду, проходят контроль на границе в течение получаса, если их пассажиры имеют визы. А кто надеется на то, что их “и так пропустят”, вынуждены бывают жить в этих условиях по 5-6 дней и полагаться только на милость короля Саудовской Аравии, который только по просьбе нашего высшего духовенства обычно впускал их в страну.
Кстати, в этом году по непроверенным фактам, которыми располагает Г.А.Багиров, ни один нелегальный паломник не был пропущен на территорию СА. Всего их было около 8000, и большинство составляли граждане бывших советских республик. Во всяком случае, наших граждан, по его сведениям, не пускали туда до 3 марта – последний срок, после которого, если бы им даже и удалось въехать в СА, вряд ли они успели бы соблюсти все приличествующие случаю ритуалы.
А недавно, примерно 9 дней назад, 5-6 автобусов с ними вернулись в Азербайджан, и 2 из них проследовали в Сумгайыт, но все это требует проверки. Те же, кто отправился на хадж официальным путем, вернутся домой до 14 марта – часть уже въехала в Азербайджан, а часть еще совершает дополнительную поездку в Мешхед. В прошлом году наивных пассажиров сразу нескольких автобусов, желавших выехать на хадж вообще без виз, и оставили на азербайджано-иранской границе.
В итоге ДУМК помог им совершить хадж всего за 800 долларов с каждого, взяв на себя улаживание всех возникших в связи с этим недоразумений. Но теперь, когда саудовская сторона намерена ужесточать контроль над въездом иностранцев, быть может, у “организаторов” таких поездок пропадет охота обманывать людей. Г.А.Багиров не исключает, что люди могли бы “доступными” средствами примерно наказывать таких дельцов, ведь привлечь их впоследствии к уголовной ответственности трудно.
Что касается предположений относительно неучтенных доходов мечетей и пиров, которые кидают в специальные ящики для пожертвований, Г.А.Багиров сказал, что, во-первых, эти средства вообще не имеют отношения к материальной поддержке деятельности ДУМК. По его словам, денег, собираемых в нескольких местах города (а вовсе не в тысячах мест), едва-едва хватает на поддержание жизнедеятельности самих мечетей и отправление всех необходимых обрядов.
Во многих культовых местах нет средств даже на более-менее приличное содержание нужного числа служащих – ахундов и мулл, не говоря о том, что многие из этих построек нуждаются в ремонте. Багиров говорит, что лишь несколько раз в году, во время соответствующих религиозных праздников и событий, мечети имеют возможность накопить какие-то средства на будущее.
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год