Управление мусульман Кавказа обвиняют в присвоении миллионов долларов

М.Энвероглу

Кто бы мог подумать, что задержание азербайджанских паломников на границе Саудовской Аравии станет поводом для грандиозного скандала, который разгорелся вокруг Духовного управления мусульман Кавказа (ДУМК).

На протяжении длительного времени это ведомство предоставляет азербайджанским мусульманам возможность совершить паломничество в Мекку, разумеется, за плату – 1250 долларов, которая включает в себя стоимость визы, самой поездки и проживание в гостинице. В нынешнем году услугами ДУМК воспользовались 475 человек, которые благополучно прибыли к святым местам.

Однако в Азербайджане нашлись люди, причем немало (350 человек), кто в силу причин материального порядка решил отправиться в Мекку самостоятельно, как говорится, на свой страх и риск. Они и влипли в историю, когла власти Саудовской Аравии отказались предоставить им визы на въезд в страну. Лишь после вмешательства ДУМК инцидент был улажен. Однако проблема осталась на повестке дня. И дело вот в чем.

По словам члена координационного совета Центра защиты религиозных убеждений и свободы совести Гаджи Азада Нариманоглу, азербайджанские верующие могут отправиться на хадж только по линии ДУМК, которое при этом, как утверждает правозащитник, ссылается на распоряжение правительства за N388 от 25 ноября 1993 года.

Согласно этому документу, азербайджанский МИД еще в 1993 году направил в посольства мусульманских государств в Азербайджане ноту, где говорится, что визы для совершения паломничества могут предоставляться только по обращению управления мусульман. А.Нариманоглу считает, что это правительственное распоряжение антиконституционно, поскольку основной закон, как известно, отделяет религию от государства (статья 18, пункт 1).

Впрочем, более интересен финансовый момент дела. Со слов Азада Нариманоглу, ДУМК берет с каждого паломника 1250 долларов. В эту сумму входит и стоимость посреднических услуг самого управления мусульман, которое, как заявляют его представители, составляет 80 долларов.

Между тем сам А.Нариманоглу в 1998 году предпринял попытку посетить святые места, не прибегая к услугам ДУМК. И это обошлось ему всего в 450 долларов(!). В эту сумму, как утверждает правозащитник, вошли оплата виз, пребывание в гостинице, транспортные и другие расходы, то есть даже больше того, что предоставляет управление мусульман за 1250 долларов.

Таким образом, утверждает представитель Центра защиты религиозных убеждений и свободы совести, с каждого паломника ДУМК оставляет себе не 80 долларов, а 800, и если эту цифру помножить на 450 паломников, которых управление мусульман отправило в Саудовскую Аравию в текущем году, то получается, что доход этого ведомства составил 380 тысяч долларов.

Если же допустить, что ДУМК действительно оставило себе по 80 долларов с каждого паломника, что при переводе на 450 человек составляет 38 тысяч долларов, то тогда куда делись, задается вопросом А.Нариманоглу, остальные 342 тысячи долларов? И это только 2001 год, тогда как с 1990 года по линии ДУМК хадж совершили 7340 верующих Азербайджана. В данном случае речь идет уже о судьбе 5,84 миллиона долларов…

Правозащитники настаивают на вмешательстве в ситуацию с узурпацией прав азербайджанских верующих управления мусульман антимонопольного комитета. “Мы допускаем наличие в Азербайджане, – говорит А.Нариманоглу, – координационного органа, к примеру, Управления по делам религий при Кабмине, который будет договариваться с Саудовской Аравией о квотах на паломничество и выдаче виз.

Обязательно должен проводиться тендер для туристических фирм, которые в обстановке конкуренции будут предлагать свои услуги паломникам”. Другой вопрос, который волнует Центр защиты религиозных убеждений и свободы совести, – “черные ящики” при мечетях, предназначенные для сбора пожертвований верующих.

“Нетрудно представить себе, – говорит А.Нариманоглу, – какие средства собираются с тысяч пиров и мечетей по всей стране. Все это неучтенным потоком стекается неизвестно куда. Никакого общественного контроля нет. Тогда как на эти средства можно решить много социальных проблем в Азербайджане”.

Из архивов газеты ЭХО, 2001 год