Обучение в средних школах Азербайджана могут продлить

А.МОЛЛАЗАДЕ

Вот уже несколько лет разрабатывается и осуществляется программа реформирования образования в нашей стране. Однако по ряду причин этот процесс затянулся. В числе этих причин называют коррупцию, отсутствие средств и профессиональных кадров.

Но что-то все же изменилось и продолжает меняться, иногда даже в обход общественного мнения. Ход реформ в образовании комментирует и.о.начальника Управления образования Баку Фарзали Гурбанов.

– В чем конкретно пресловутая реформа образования будет выражаться для школ?

– Два года назад программа реформ была утверждена президентом. На первом этапе она осуществлялась в 1-х, 5-х и 10-х классах, а в этом году – уже и в 2-х, 6-х и 11-х. Суть реформы выражена в утвержденных в 1999 году Кабмином стандартах общего образования и базисном учебном плане. Он сильно отличается от того, который был ранее. В новом учебном плане есть школьный и республиканский (государственный) компоненты. Например, есть обязательные предметы и есть предметы по выбору. Учащиеся (с 5-го по 10-й классы) в соотвествии со своими склонностями и желаниями могут выбрать какой-то предмет. В 5-м классе предметам по выбору отводится 2 часа, а в 10-11-х классах – уже 10 часов. То есть из 32 часов 10 учащиеся выбирают сами.

– А какие предметы считаются обязательными?

– Обязательные области – это язык и литература, математика и инфморматика, общественные предметы, естественные науки, трудовая подготовка и технология.

– Что же тогда осталось для необязательных?

– Предметы по выбору – это не значит, что какой-то предмет можно не изучать. Наоборот, имеется в виду, что выбранный предмет изучается больше, т.е. берутся дополнительные часы. В 2003 году все школы полностью перейдут на этот учебный план. Это самый радикальный шаг в реформе. Азербайджан один из лидеров в сфере образовательных реформ. (?! – Ред.) Кроме этого, создаются новые учебники. Они разрабатываются на основе новой концепции. Фактически это целый комплект – сюда входит и сам учебник, а также методологическая рекомендация, рабочие тетради. К примеру, недавно был выпущен учебник по истории Азербайджана, в начальных классах – уже используется новый учебник по математике.

– Создателей учебников выбирает Минобразования?

– Создание учебников – это не монополия министерства. Минобразования и сам министр заинтересованы в том, чтобы в издании учебников участвовали и сами педагоги. Концепция такова, что в отличие от предыдущего опыта за основу берутся три направления, т.е. в создании учебника участвуют ученый, методист и педагог.

– А как будут составляться учебники по русскому языку и литературе. До сих пор в наших школах занимаются по старым учебникам, включающим “социалистические” произведения, вроде “Что делать?” Чернышевского и т.д. – то, от чего давно отказались даже в России.

– Что касается русского и литературы, то есть два варианта – адаптировать существующие учебники к азербайджанскому варианту или создать новые. А произведения, о которых вы говорите, уже не изучаются ни в России, ни у нас. В программах мы оставили только то, что нужно. Все это будет продолжаться до тех пор, пока не будут созданы новые учебники. У нас есть связи с Россией, недавно 30 наших педагогов русского и литературы (я в их числе) были в Ростове на курсах. Там были и учителя из других бывших республик СССР. Мы изучали новую методику преподавания русского языка, так что мы стараемся адаптироваться к новому времени.

– Будет ли в русском секторе изучаться больше азербайджанской литературы?

– Нет. Но необходимый процент в программе присутствует.

– А создаются ли новые учебники по азербайджанскому языку и литературе?

– Существующие учебники очень трудные. Особенно для 5-го класса. В министерстве регулярно проводятся семинары по поводу состояния учебников. Было решено организовать комиссию по подготовке новых учебников, однако пока не будет новой программы, создание учебников невозможно. Но работа в этом направлении ведется – уже через неделю комиссия начнет работу.

– Какие-то новые предметы будут введены в школьную программу, вроде основ экономики, истории демократии и прав человека?

– Новых предметов не будет. Основы экономики сейчас проходят в старших классах. Что же касается прав человека, демократии, то они проходятся, но не в качестве обязательных предметов. Впрочем, могут быть новые области – например, космонавтика, ритмика, искусство – за счет дополнительного времени.

– Проводятся ли сейчас курсы переквалификации преподавателей?

– Это самая большая проблема нашего образования. Министерство подготовило пакет документов по этому поводу. Создан новый механизм, новая модель. Ныне существующий механизм повышения квалификации доказал свою бесполезность. В новой системе заказчиком является сам педагог. Будут созданы центры, где педагоги смогут обуждать свои проблемы и обучаться новым методам преподавания. Эти программы будут разрабатываться Институтом повышения квалификации, при этом программы будут носить индивидуальный характер. Кроме того, предусматривается стимул для повышающих квалификацию – повышение зарплаты, до сегодняшнего дня у учителей такого стимула не было.

– А аттестация преподавателей проводиться будет?

– Положение об аттестации педагогов подготовлено и находится на стадии утверждения. Будут учитываться профессиональные качества – без уравниловки. Последняя аттестация проводилась в 1994 году.

– Вы говорите, дети проходят информатику, а компьютеры в школах вообще есть?

– Я могу сказать о бакинских школах. Во многих школах стоят старые машины, морально и физически устаревшие. Но в последнее время Минобразования и Фонд Сороса реализуют программы оснащения школ новыми компьютерами. Только в прошлом году 19 бакинских школ получили совершенно новые компьютеры. Есть программы, которые предусматривают оснащение еще части школ.

– А Интернет…?

– Да, в некоторых школах есть возможность пользоваться Интернетом.

– А что это за экспериментальные школы в Баку, например, 82-я?

– Это пилотные школы, в которых будут апробированы новые интегративные методы преподавания, т.е. реформы начались с них, а затем будут распространяться повсюду.

– Говорят, что есть планы перевода среднего образования на 12-летнюю систему…

– Да, во многих странах среднее образование составляет 12 лет. У нас тоже ведется работа в этом напрвлении, и, может быть, у нас в школах обучение тоже скоро будет 12-летнее.

– В школах как-то готовят учеников к тестовым экзаменам, которые они впоследствии сдают, поступая в вузы?

– Последние два года выпускные экзамены в школах тоже сдают по тестам. В прошлом году тестовые экзамены сдавались по всей стране. Т.е. приемные экзамены – как бы логичное продолжение выпускных. Даже ученики начальных классов знают, что такое тесты. Правда, сейчас появились опасения, что тесты приведут к тому, что дети привыкнут к поверхностному мышлению по типу “вопрос-ответ”.

– Нет ли планов объединить выпускные и вступительные экзамены в единый, как это сделано в Англии, России и других странах? Ведь фактически получается, что школьники, сдав один экзамен, через несколько месяцев должны сдавать другой. Во многих случаях это приводит к стрессам…

– Да, в некоторых странах есть такая практика. Но в Азербайджане разговоров о едином госэкзамене пока нет.

– В школах появилась должность психолога?

– Уже в более чем в 100 школах есть такая должность. Азербайджан – это четвертая страна на постсоветском пространстве, где в школах введена такая должность. Психолог занимается “психологическим обеспеченим образования”: анализируются вопросы педагогической деятельности, поведение детей в конфликтной ситуации, взаимоотношения “учитель-ученик”, проводятся соцопросы.

– Планируется ли интенсификация преподавания иностранных языков?

– Идет разговор о том, чтобы ввести английский как обязательный. Сейчас, как и раньше, есть школы с углубленным изучением иностранных языков. Согласно новой системе, с 5-го класса, можно углубленно изучать язык за счет преметов по выбору.

– Будет ли снова введена школьная форма?

– Нет, таких планов нет.

– То есть дети могут ходить в чем хотят?

– Нет, конечно, есть определенные требования. Например, “белый верх, темный низ”.

– А насколько правильно требовать от детей в неотапливаемых школах “белый верх, темный низ”?

– Ну, конечно, сначала небходимо отопить школы… Мы надеемся, что с приходом нового мэра в школах появится отопление. И сейчас нельзя сказать, что отопления вообще нет. Надеемся, что со следующего года отопление будет во всех школах.

Из архивов газеты ЭХО, 2001 год