Ч.МАМЕДОВ
Первые 300 тонн свежесобранного чайного листа сданы для дальнейшей обработки на Лянкяранскую чайную фабрику. По словам ведущего специалиста Министерства сельского хозяйства Эльбруса Халилова, в нынешнюю уборочную страду азербайджанским чаеводам удастся собрать не более 1500 тонн урожая. И хотя в прошлом году было собрано еще меньше (1200 тонн), повода для оптимизма нет – собранного чая недостаточно для загрузки производственных мощностей даже одной из 14 чайных фабрик страны.
…За последние почти 15 лет выращивание чая сократилось в стране с 34,5 тыс. тонн до упомянутых уже 1500 т, то есть уменьшилось в 23 раза(!). Общеизвестно, что в течение не одного десятка лет чаеводство в Азербайджане было одной из приоритетных сфер его аграрного сектора.
Считается, что история этой отрасли берет начало с 1932 года, когда первые саженцы чайных кустов (преимущественно индийских сортов) были рассажены на 50 гектарах благодатной лянкяранской земли. Уже отсюда эта сельхозкультура распространилась и по другим районам страны – Астара, Масаллы, Лерик, Загатало-Балакенская зона.
Примечательно, что еще в 1988 году специальным общесоюзным решением планировалось заложить в Азербайджане до 7,5 тыс. гектаров новых чайных плантаций, доведя таким образом их общие площади до 21 тыс. гектаров.
К 2005 году производство и заготовка чайного листа в стране должны были достичь рекордной отметки – 80 – 90 тыс. тонн. Но, увы, сегодня даже на имеющихся 6 тыс. 575 га чайных плантаций не все являются плодоносящими, а урожайность на остальных достигает в среднем всего лишь 2 центнеров с гектара.
Так что о росте производства и тем паче о славе азербайджанского чая можно говорить только с ностальгией. А ведь образцы его регулярно демонстрировались и не раз удостаивались наград на всевозможных выставках и ярмарках. Азербайджанский чай не просто потерял имя и качество, смешиваясь с большими объемами импортного (причем не самого лучшего), но и практически превратился в обычное сырье.
Специалисты и знатоки говорят, что похожая участь постигла в свое время и знаменитый цейлонский чай, который прославил многие ныне ведущие мировые марки чая. Но то было на Цейлоне и давно. А искать виновных в плачевном состоянии чаеводства Азербайджана теперь нет резона, тем более, что валить с больной головы на здоровую у нас умели всегда.
Однако не перевелись, как оказалось, даже в этой катастрофической ситуации и оптимисты. Так, специалисты, в частности, из лянкяранского филиала Азербайджанского НИИ субтропических культур и садоводства уверены, что если государство, хотя бы на первых порах, поможет новому фермерству, то уже через несколько лет чаеводство начнет возрождаться.
Но слишком, к сожалению, много всех этих “если” и “хотя бы”. А тем временем на бывших некогда чайных плантациях Лянкярано-Астаринской зоны активно продолжается… выпас домашнего скота.
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год