Зохраб Гезалбейли, зампред партии “Социал Рифах”, политолог
Побеждать – глупейшее занятие. Не победить, а убедить – вот что достойно славы (В.Гюго)
Мало кто любит ходить к стоматологу. Все в душе надеются что смогут этого избежать. Но боль, сколько бы она слаба не была, заставляет все же это сделать. Так и в политике. Увы, время для профилактики “карабахского нарыва” упустили. Вроде сейчас воспалительный процесс остановлен. Но что дальше?
Будем лечить или удалять? До чего же мы были наивны, полагаясь на то, что армяне добровольно отдадут то, что завоевали своей кровью, подкупом, нашим предательством. Разве виноват Азербайджан, в том, что, помимо всего, что он имеет (природные ресурсы, климатические зоны, трудовые квалифицированные кадры и т.д.), он еще является и одной из трех опорных геополитических точек Евразии?
Что же теперь делать, если на севере сосед только и думает о том, как загнать обратно в общее стадо заблудшую овечку; а на юге сосед, хоть и замкнутый, но продвинутый, норовит навязать нам свою идеологию; на востоке же, тот вообще болеет хроническим нарциссизмом. А про запад и говорить не хочется.
Помните у Э.Рязанова: “Какой же вы тупой, Ипполит. Я же вам русским языком объясняю!” Так и здесь. Ну сколько можно разъяснять соседям, что мы хотим немногого – жить нормально и спокойно. Оставьте нас в покое.
Западная соседка, нахально захватив часть моей территории, при этом выгнав ее исконных обитателей, теперь кричит о том, что это издревле ее жилплощадь. Ну что теперь делать, если мой сильный северный сосед не смог устоять перед ее недвусмысленными предложениями. И, вкусив ее прелести, забыл о том, что когда-то мы были неплохими друзьями и жили вместе в мире и покое. Теперь более конкретно.
Несколько лет перемирия остались позади. Выиграли мы от этого или проиграли? Думаю, что все-таки больше позитива. Что бы ни говорили мои оппоненты, но за это время у нас была создана своя армия. Пусть со своими недостатками. Главное – в прошлом, и думается, насовсем, останется дилетантизм в армии. Дайте возможность делать свою работу профессионалам. Президент Азербайджана Гейдар Алиев, понимая всю тяжесть груза, которую он уже долго время нес, решил наконец приподнять завесу секретности вокруг переговоров, после непрекращающихся обвинений оппозиции в безразличии к судьбе Карабаха.
Да, груз страшный и тяжелый. Как всегда, гроссмейстер политики, сделав небольшую паузу перед вынесением на суд общественности материалов переговорного процесса, добился своего. Некоторые, не зная подоплеки всех вопросов, поспешили обвинить его в сдаче интересов страны и просчитались. Но это не главное. Мне кажется, что в игре с хитрым и нахальным партнером при плохой игре хочется прикупить козыри.
А где их взять? Самым большим и весомым может стать, да, думается, и будет, единство нации. Вместе того чтобы всем народом решать эту проблему, мы долгое время занимаемся выяснением, кто прав, а кто виноват. Давайте все оставим позади. Рубикон пройден. Обратной дороги нет и не будет. Хочу и прошу мыслить будущим. Мы понимали, что президент в Париже сразу найти приемлемое решение не сможет. Но будем оптимистами.
Теперь немного о посредниках. Нас часто тешат иллюзиями, мол, за нас решать вопросы будут то ли ОБСЕ, то ли СЕ или кто-то еще. Давайте будем реалистами. Единственно, что они могут сделать, это посадить нас за стол переговоров. Но и этого не нужно, мы и так сидим. Тогда что? Быть третейскими судьями? Нет уж слишком грешат они способностью мыслить двойными стандартами, понятно, не в нашу пользу. Ну разве что попробовать себя в роли “свадебного генерала”.
У Сенеки есть хорошие слова о том, что он приобрел себе испытанного друга – он сам себе стал другом. Так и у нас. Давайте рассчитывать на самих себя. Никто вместо нас не будет решать наши проблемы. Определяющий момент нынешней ситуации в том, что роль пассивного наблюдателя нам надоела. Мы все хотим решения. Но как его добиться, вот в чем проблема. Хочешь мира, готовься к войне. Так и мы. Одним из основных козырей в переговорном процессе должен быть фактор готовности к ведению войны. Для этого немало делается.
Как бы банально ни звучало, агитация плюс воля народа – это уже сила. И еще. Мы все забыли, что на начальном этапе конфликта несколько сот тысяч азербайджанцев, ставшими в одночасье ненужными гражданами Армении, были тем самым оппонирующим элементом на необоснованные притязания армян. Когда-то даже звучали призывы о праве создания соответствующего автономного образования в Армении. Но эти мысли почему-то давно забыты.
Думается, мировая общественность должна услышать голос азербайджанцев, желающих и добивающихся права вернуться на свои родные места в Армении. Да, они хотят, чтобы им была предоставлена возможность пользоваться всеми конституционными правами граждан Армении. Если в целом поразмыслить, то армянам повезло.
Ну где взять такой народ, как азербайджанцы, которые с таким терпением пытаются объяснить им, что они неправы. Я желал бы, чтобы мы смогли дать нашему президенту весомые аргументы для плодотворного разрешения конфликта. Да, мы готовимся к войне, но на этом не настаиваем (пока что). Как у Гюго, все хотим убедить их в неправоте. Не хотелось бы, чтобы мы прибегли к более сильным и жестким аргументам восприятия реальности. Но терпению приходит конец. Надеемся, что у наших соседей возобладает разум над эмоциями.
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год