Азербайджан не будет повышать пенсии под давлением голодовок

Г.МАМЕДЗАДЕ Ш.АББАСОВ

Нерешенность социальных проблем, возникших на почве парализованной экономики и непоследовательности в действиях правительства, вынуждает наших соотечественников искать лучшей жизни за пределами страны.

В этой связи особую актуальность приобретают вопросы регулирования миграционных процессов из Азербайджана и всего региона Южного Кавказа в странах дальнего и ближнего зарубежья. Эта тема обсуждалась на состоявшемся недавно в Тбилиси совещании по вопросам миграции с участием представителей стран Южного Кавказа и европейских государств – Нидерландов, Дании, Германии, Швейцарии.

Азербайджан на этом заседании представлял первый замминистра труда и социальной защиты населения Ильгар Рагимов, который и отвечает на вопросы “Эхо”.

– Как были представлены позиции сторон в решении этого вопроса?

– С инициативой проведения подобного обсуждения выступили представители МИД европейских стран, обеспокоенные нахлынувшим в Европу потоком эмигрантов из стран Южного Кавказа. Многие из эмигрантов, не сумев получить статус беженца, поскольку понятно, что они руководствуются не политическими, а чисто экономическими соображениями, пытаясь найти убежище в чужой стране, остаются в Европе в качестве нелегалов.

В этой связи представители группы европейских стран предложили сотрудничество для возвращения этих людей на родину, а также проведения мероприятий по предупреждению миграции. Особую заинтересованность в этом вопросе проявили представители Нидерландов, где за последнее время наблюдается значительный экономический рост, что в совокупности с лояльностью законов по отношению к беженцам способствовало большому притоку эмигрантов в эту страну.

Однако в настоящее время в борьбе с незаконной миграцией им также пришлось ужесточить свои законы. Поскольку тбилисская встреча была стартовой, участники ограничились протоколом и обязательствами по обмену информацией, решив в ближайшее время собраться в Баку для принятия более конкретных шагов в этом направлении. Официальная статистика не располагает полными данными по миграции, но, принимая во внимание те цифры, которые представили европейцы, Армения и Грузия по сравнению с Азербайджаном значительно преуспели в своих устремлениях на Европейский континент.

Так, представители Германии утверждали, что из Азербайджана ежегодно прибывают порядка 200-300 человек, Нидерландов – около 700-800 эмигрантов, тогда как из Грузии и Армении ежегодно уезжают в Европу в среднем 1500-2000 человек, соответственно. Азербайджанцы же более устремляются в Россию, делая акцент на исторические связи, то есть действуя по принципу наименьшего сопротивления.

– А какие меры сейчас принимает правительство Азербайджана, в частности ваше ведомство, в борьбе с основной причиной миграции – безработицей и нерешенностью проблемы занятости населения? Очевидно, что данные официальной статистики на этот счет никак не соответствуют реальности.

– Нами предложена новая редакция закона о занятости, где рассматриваются новые правила о пособиях по безработице, профессиональной подготовке и общественных работах. Чтобы обеспечить социальную защиту по безработице, правительству необходимо корректировать в сторону увеличения заложенную в бюджете сумму пособия по безработице.

Официальная статистика сообщает, что в Азербайджане около 40 тысяч безработных, хотя только в службу занятости ежегодно обращаются около 100 тысяч человек. Из них регистрируются только те, кому полагается статус безработных, а остальным оказываются какие-то услуги по трудоустройству. Но мы должны создать условия для обращения, но не всесильный организм, который отбивает стремление искать работу самостоятельно.

Такая проблема уже имеет место на Западе, где стабильность и размер пособия по безработице позволяют спокойно жить на эти средства и не думать о работе. А в случае прекращения выплаты пособий безработные на Западе сразу отвечают волной митингов, как это сейчас и происходит. Кроме того, существует не только нелегальная безработица, но и нелегальная занятость. По нашим подсчетам, около 400 тысяч человек в Азербайджане трудятся нелегально.

– Вы относите к этой категории тех, кто стал “мишенью” в преобразовательных действиях нового мэра Баку?

– По моим сведениям, около 3 тысяч объектов были ликвидированы в результате “зачистки” – для Баку это небольшая цифра, тем более что им предложены рабочие места в более цивилизованной и законной форме – на рынках. Когда-то же надо наладить культуру торговли. Тем более что подобные торговые объекты не соблюдают все законные требования, включая ведомости по зарплате, уплату налогов. Но те же самые люди по достижении пенсионного возраста приходят и возмущаются по поводу низкого размера пенсии, и тогда приходится задавать им встречный вопрос “А вы перечисляли средства в пенсионный фонд?”

– Вы сами перешли к вопросу о пенсиях. На какой стадии вопрос пенсионной реформы?

– Мы предложили кардинально поменять пенсионную систему в Азербайджане. После дополнительных корректив по концепции реформы уже представлен окончательный вариант на утверждение правительству. В скором времени пенсионная реформа станет реальностью. Мы стремимся сделать так, чтобы у людей появились чувство ответственности и интерес, чтобы платить в пенсионный фонд.

Население должно быть в курсе всего того, что творится в этой системе, ежемесячно или ежеквартально получая информацию о тех средствах, которые они перчислили в пенсионный фонд. Поскольку должны сделать вывод, что в дальнейшем от этого будет зависеть их пенсия. Кроме того, они должны следить и за своими работодателями, – правильно ли те перечисляют их средства для пенсии и в случае нарушений при перечислении ставить об этом в известность пенсионный фонд. Поэтому каждый человек сам должен участвовать в этой системе. А о введении добровольной системы пенсионного фонда сегодня еще рано говорить, поскольку в Азербайджане недостаточно развит финансовый рынок, чтобы средства находились в обороте и давали доходы плательщикам.

– Ожидаются ли структурные изменения в вашем ведомстве?

– Не думаю, что Минтруда как орган, готовящий и реализующий социальную политику в такой важный политический момент, будет подвергнут каким-то кардинальным изменениям.

– И, наконец, самый больной на сегодня для нашего общества вопрос – карабахские инвалиды. Как вы реагировали на акцию голодовки инвалидов?

– Если мы будем поднимать пенсии путем голодовок тех или иных групп населения, тогда мы должны закрыть двери правительства и реагировать только на эти акции. Тем более, пенсию инвалидам поднимали постепенно, в течение 5 лет, независимо от голодовок. С 1 января инвалидам первой группы пенсию повысили на 25 тысяч манатов, второй группы – на 20 тысяч манатов и третьей – на 15 тысяч манатов.

Повышение пенсий будет производиться и далее, но пока сложно сказать о размерах повышения и к каким категориям это будет относиться. Рабочая группа уже начала действовать в этом направлении. Наши приоритеты заключаются в усилении адресности социальной защиты не только между отдельными социальными группами, но и в самих группах и подгруппах.

Не секрет, что среди карабахских инвалидов есть группы, которые нуждаются в этом повышении, а есть такие, которые абсолютно в этом не нуждаются, поскольку и сами могут финансировать, учитывая, что имеют свой бизнес и неплохие доходы. В этой связи целесообразно провести полную инвентаризацию всех карабахских инвалидов, чтобы убедиться, кто и чем располагает.

Из архивов газеты ЭХО, 2001 год