“Карабахский вопрос нужно решать без Минской группы”

Н.АЛИЕВ

“…Если формирования национальной армии Армении располагаются, а следовательно, контролируют территорию другого государства, то это – оккупация. Другого слова пока нет. И, как гражданин Армении, я обязан первым говорить об этом.”

Имя председателя Армянской хельсинкской ассоциации известно в Армении хорошо. Микаэль Даниэлян в прошлом году выступил со специальным заявлением, в котором говорилось о том, что Армения не готова ко вступлению в Совет Европы. Среди прочих причин армянский правозащитник назвал оккупацию вооруженными силами Армении территории Азербайджана.

– Как вы можете оценить ситуацию с правами человека в Армении и Азербайджане?

– Мне легче рассказать о ситуации с правами человека в Армении, так как с ситуацией в Азербайджане я знаком лишь по информации, получаемой от моих коллег из Азербайджана. Когда я хочу кратко описать ситуацию с правами человека в Армении, я говорю так: возьмите Всеобщую декларацию прав человека – по всем тридцати статьям права человека в Армении нарушаются. Но я понимаю, что вас такой ответ не удовлетворит. Постараюсь ответить подробнее и остановлюсь на тех вопросах, которые у меня вызывают наиболее серьезную озабоченность. Самое главное – в Армении не действует Конституция. Она и не может действовать, так как гарант Конституции, президент Армении, не лигитимен.

На время “назначения” на этот пост он не являлся гражданином Армении последние 10 лет. Судебная система в республике коррумпирована сверху донизу. Судьи на самом деле независимы. Но независимы они только лишь от закона. На всех уголовных процессах в залах находится вооруженная автоматами охрана. Продолжается судебный процесс над одним из лидеров оппозиции, председателем партии “Новый путь”, директором учебного комплекса “Мхитар Себастаци”, экс-министром просвещения Ашотом Блеяном, которого по сфабрикованному обвинению в экономических преступлениях суд первой инстанции приговорил к 7 годам лишения свободы.

На деле, А.Блеян – единственный политик, кто в 1998 г. обратился в Конституционный суд с требованием рассмотреть правомочность регистрации Р.Кочаряна кандидатом в президенты. Беспредел полиции достигает неимоверных размеров. В КПЗ решается дальнейшая судьба задержанного, именно там пишется приговор. Психологическому и физическому давлению подвергаются почти все, или даже все задержанные. По данным Хельсинкской ассоциации, в 2000 г. при невыясненных обстоятельствах в КПЗ и СИЗО Армении скончалось по крайней мере 4 человека. Об армии говорить не стоит.

По-моему, ситуация с правами человека в этой институции одинакова во всех республиках бывшего СССР – дедовщина, беспредел, смерть военнослужащих. Самое страшное, что все, что связано с армией, защищается страшным понятием – государственная тайна. Количество военнослужащих, погибших в мирное время, приближается к 4 тысячам. К тому же военнослужащие национальной армии Армении проходят военную службу на территории другого государства, что запрещено законом РА “О всеобщей воинской обязанности”. В республике отсутствует свобода религии и вероисповедания. Подвергаются гонениям представители религиозной организации “Свидетели Иеговы”.

За отказ от воинской службы по убеждениям 40 представителей этой организации на данный момент или осуждены и отбывают срок, или ожидают суда. Аресты и суды продолжаются и после того, как Армения стала членом Совета Европы, несмотря на то, что в рекомендациях СЕ сказано: через три года принять закон “Об альтернативной гражданской службе”, а до этого амнистировать всех “узников совести”. Под сомнение можно и нужно поставить вопрос о свободе СМИ. В республике отсутствует независимая пресса.

У нас СМИ или проправительственные, или оппозиционные. Существуют самоцензура журналистов и цензура редакторов. Продолжаются гонения на представителей сексуальных меньшинств. До сих пор действует первая часть ст. 116 УК РА “мужеловство”. Остро стоит проблема беженцев. У нас, кроме всего прочего, их еще и призывают в армию. Для защиты прав человека необходим ряд новых и изменения существующих законов.

– На ваш взгляд, есть ли перспектива потепления отношений между народами Армении и Азербайджана? Некоторое время назад в прессе появились материалы, в которых указывалось на определенные подвижки в этом направлении. Указывали при этом на участившиеся взаимные поездки азербайджанских и армянских правозащитников и журналистов…

– Очень важно понять, что подразумевают под словосочетанием “потепление отношений”. Если говорить об этом на государственном уровне, то это нормальные отношения при замороженном военном конфликте. К сожалению, такой статус-кво выгоден любой политической силе, находящейся у власти или стремящейся к ней. Встречаются, говорят друг другу добрые слова. Разъезжаются, и все продолжается. Никто ничего не хочет решать. Это политика. Нельзя игнорировать заинтересованность в том, чтобы этот вопрос не был решен, “Военно-промышленного комплекса и Ко”. Не последнюю роль играют сверхдержавы и, в первую очередь, Россия и США. У меня всегда были теплые отношения с азербайджанцами. Друзья есть как среди политиков, так и среди представителей “третьего сектора”. Буквально на днях я вернулся из США, где у меня появились новые друзья из Азербайджана. 21 день был в одной компании с Джамилей Мамедовой, Егяной Балакишиевой и Интигамом Алиевым. Пользуясь случаем, хочу передать всем своим старым и новым друзьям ПРИВЕТ.

К сожалению, встречи журналистов и правозащитников часто напоминают встречи политиков. На встречах все хорошо. А дальше… Надо признать, что действительное потепление отношений может произойти только тогда, когда все мы пройдем самоочищение через покаяние. У нас у всех есть в чем покаяться. К сожалению, на встречах с моими азербайджанскими коллегами очень часто наши разговоры представляют монолог. Например, я говорю об оккупации территорий, готов извиниться и извиняюсь за Ходжалы. В ответ – тишина. Хотя, как вы сами понимаете, я сам в этом не участвовал. Более того, даже близко не стоял.

А хотелось бы, чтобы это был диалог. Главное для этого – ТОЛЕРАНТНОСТЬ, ТОЛЕРАНТНОСТЬ и еще раз ТОЛЕРАНТНОСТЬ. А встречи пусть продолжаются. И хорошо бы начать встречи между школьниками 6-х и выше классов. Можно начать обмен студентами, журналистами и теми же правозащитниками. Но лучше, чтоб они были молодые, т.е. не совсем уж испорченные.

– Прокомментируйте ваше нашумевшее заявление по поводу оккупации Арменией территории соседнего государства (имелся в виду Азербайджан. – Ред.).

– Вообще-то в этом заявлении ничего нашумевшего я не вижу. Это нормальное заявление ПРАВОЗАЩИТНИКА. Для меня права человека выше государственных, национальных и партийных интересов.

– А каким вам видится решение карабахского конфликта?

– Первый шаг – возвращение захваченных территорий. Второй – возвращение всех беженцев. Третий – демилитаризация. Четвертый – если НАРОД, НАРОД, а не НАЦИЯ, проживающий на территории Нагорного Карабаха захочет после этого самоопределиться, пусть проводит референдум в присутствии западных наблюдателей. Но в идеале решение всех конфликтов на Кавказе единственное – КАВКАЗ БЕЗ ГРАНИЦ. Правда, к сожалению, для этого нужно менять менталитет проживающих в регионе. Это, как вы понимаете, возможно лишь в необозримом будущем. На деле же конфликт не решится в ближайшие лет 50. Он будет то замороженным, как сейчас, то, не дай Бог, вспыхивать снова. Объяснение этому три слова – деньги, политика, власть.

– Как вы думаете, возможен ли приход к власти в Армении и Азербайджане радикалов, настроенных на войну?

– В Армении это уже почти реальность. В Азербайджане – не знаю, но предполагаю, что такие силы найдутся. Главная опасность заключается в том, что ни в Армении, ни в Азербайджане я не знаю не одной серьезной политической силы, проповедующей истинно демократические ценности.

– Как вы расцениваете признание Францией “геноцида армян” 1915 года, попытку обсуждения этого вопроса в Госдуме России и будирование темы в парламентах ряда стран. Как вы думаете, эти резолюции стоят того, чтобы Армения еще более портила отношения с Турцией (или они настолько испорчены, что ничего не меняется?). И можно ли, на ваш взгляд, относиться сейчас к Франции как к объективному посреднику в Минской группе ОБСЕ?

– Вообще я не могу понять, почему в Азербайджане все так зациклились на признании геноцида рядом стран.

Если вы беспокоитесь за Турцию, то могу сказать, что признание геноцида в первую очередь нужно самой Турции. Но это должно произойти не под нажимом со стороны других государств, как требуют наши красно-коричневые. Не путем террористических актов. А самой Турцией. Это то самое самоочищение, о котором я говорил выше, тем более, что об этом говорят и в самой Турции. Говорят демократы, правозащитники, журналисты. Хотя в нашем случае, пока и там, и у нас у власти далеко не демократы, с Турцией на самом деле отношения могут испортиться вконец.

Но с другой стороны, разве испорчены отношения между Германией и Израилем? А лично для меня этот вопрос далеко не первостепенный, если не сказать более. Признание геноцида Францией – политика. В 80-х годах геноцид был признан ПАСЕ. Разве что-нибудь изменилось? Кроме того, я считаю, что карабахский вопрос можно и нужно решать без Минской группы. Для этого нужны люди доброй воли.

Из архивов газеты ЭХО, 2001 год