НУРАНИ
Арест в США Роберта Филиппа Хансена, ветерана ФБР, в течение 15 лет работавшего на российскую разведку, послужил толчком к новой “шпионской аойне” между Россией и США. Вскоре последовали сообщения об аресте американского шпиона в провинциальном Воронеже. Правда, контрразведчики, как начинающие мошенники, путаются в показаниях: то сообщают, что арестовали самого что ни на есть настоящего шпиона, то утверждают, что “заломали” Тоббина, когда он покупал наркотики, а уже потом оказалось, что в России он проходил “страноведческую и языковую подготовку, которая обязательна для разведчика”, то заявляют, что Тоббин на своей квартире устроил наркопритон, то рисуют его этаким Джеймсом Бондом… Словом, все атрибуты дешевого шпионского детектива налицо. Возможно, арест Тоббина явился своеобразным ответом на задержание Хансена.
Правда, в возможность существования разведчика, употребляющего наркотики, верится с трудом. Более того, если вспомнить процесс над Эдмондом Поупом, где ФСБ России так и не удалось убедительно доказать вину американца, обвиненного в шпионаже, то трудно исключать, что ФСБ решило на всякий случай “подстраховаться” и обеспечить Тоббину “железобетонные” статьи, вроде наркотиков и сопротивления при аресте. “Дело Поупа” связывает с “делом Тоббина” еще одно обстоятельство. Если Тоббин учился в военных учебных заведениях, то Поуп – отставной офицер разведки. Оба прибыли в Россию совершенно легально, по программам гуманитарного сотрудничества. Оба обвинены в шпионаже.
В те дни, когда нынешний президент США только приступал к исполнению собственных обязанностей, его российский коллега помиловал Эдмонда Поупа, отставного офицера разведки, работавшего в России по программе научного обмена и обвиненного российским судом в шпионаже, причем вина Поупа, как и представленные суду доказательства, мягко говоря, вызывает сомнения. А это уже позволяет предположить, что в Москве началась массовая кампания по дискредитации программ научного и информационного обмена с США.
Первоначально все происходило на уровне статей в газетах, где приезжавших в Россию американских бизнесменов и технических специалистов обвиняли в шпионаже. Потом наступила очередь судебных процессов против граждан США, и Поуп тут был далеко не первым, а Тоббин вряд ли окажется последним. А затем под ударом оказались россияне, излишне плотно сотрудничающие с Западом.
Теперь в Москве разворачивается очередной “шпионский скандал” – на сей раз в сотрудничестве с американской разведкой обвиняется Игорь Сутягин, сотрудник Института США и Канады. Причем, как утверждают его адвокаты, он вообще не имел допуска к секретной информации и все сведения, которые передавал американцам на основе вполне легального контракта с консалтинговой фирмой, узнавал из открытой печати. Заметно и другое.
Как сообщается в пресс-релизе ФБР, сам Хансен охарактеризовал российские спецслужбы как “спящего тигра”. А журналисты и аналитики прямо призывают к большей бдительности. На страницах весьма влиятельной Wall Street Journal выступил Стюарт А.Херрингтон – известный американский специалист по контрразведке, автор книги “Предатели среди нас: мир охотника на шпионов”. По его мнению, “арест Хансена – своевременное напоминание о том, что мир, в котором мы живем, некогда идеалистично описанный, как отражение “Нового мирового порядка”, остается недружелюбным местом”.
Вскоре ведущие аналитики CNN выступили с заключением, что безопасность США после окончания “холодной войны” снизилась. Предстоящие на этой неделе закрытые сенатские слушания по делу Хансена тоже приведут к вполне понятным результатам.
Так что вполне логично, что в поведении Москвы проявляется некоторая нервозность – тут явно опасаются возможных политических последствий скандала. Так, вопреки укоренившейся традиции всех разведок воздерживаться от комментариев, российская Служба внешней разведки нарушила молчание, заявив устами своей пресс-службы, что шпионские скандалы не должны вредить двусторонним отношениям. И в самом деле, Москве явно есть чего опасаться…
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год