“Нота Туркменистана идет в тандеме с действиями Ирана”

Ш.АББАСОВ

Вчерашняя нота правительства Туркменистана Азербайджану (см. центральную статью номера) вызвала естественный всплеск беспокойства в Баку. Вкупе с ирано-азербайджанским инцидентом начала недели, последние события на Каспии не могут не вызвать беспокойства за безопасность нашей страны.

Между тем в настоящее время на переговорах в Ашгабате находится первый вице-премьер азербайджанского правительства Аббас Аббасов. Он поехал туда улаживать проблему долга Азербайджана за поставки туркменского газа. Вчера ночью мы связались с первым вице-премьером по телефону и попросили его прокомментировать действия туркменского правительства.

“Когда вы рассказали мне об этой ноте, я вел переговоры с вице-премьером Туркменистана Курбаном Мурадовым, который курирует нефтегазовый комплекс. Я спросил у Мурадова в чем дело, но серьезного и внятного ответа от него не получил, – сказал Аббас Аббасов. – Что же вы делаете – Иран с одной стороны, Туркменистан – с другой? Это просто нечестно”, – сказал я, однако Мурадов разговора не поддержал”.

– Сегодня я дал интервью в Ашгабате, – продолжил Аббас Аббасов, – где сказал, что Азербайджан был инициатором определения статуса Каспия. Одна из позитивных инициатив была проявлена именно нашей страной. Акцент в определении статуса Каспия Азербайджаном ставился на деление водоема на национальные сектора. В бытность СССР, тогдашний министр топлива и энергетики г-н Черномырдин определил секторальное деление на Каспии по бывшим союзным республикам. И сегодня Азербайджан всю свою деятельность по нефтегазовым месторождениям проводит исключительно в пределах своего национального сектора.

Мне и здесь тоже задавали вопрос по поводу претензий Ирана. И я однозначно оценил их как нарушение Тегераном всех международных принципов и правил. Иран нарушил государственную границу Азербайджана. Еще никто договоры 1921 и 1940 годов не отменял, они действуют по сей день. А то, что Иран допустил столь нецивилизованный подход к данной проблеме, – это прецедент нарушения всех международных принципов и норм, причем не только для Азербайджана, но и для других прикаспийских государств.

– А вы не думаете, что нота Туркменистана согласована с действиями Ирана?

– Я не только думаю, но и уверен в том, что нота правительства Туркменистана идет в тандеме с действиями Ирана. Я сказал вице-премьеру Курбану Мурадову: Иран бесчинствует, нарушает государственную границу, угрожает. Вы гордитесь тем, что тоже так можете?!

– Что можно сказать по настроениям представителей туркменского правительства: могут ли они пойти на те же действия, что и Иран?

– Я сегодня такого настроения, честно говоря, не чувствую…

– А как идут переговоры по долгам?

– Особого противостояния у нас пока нет. Мы, естественно, соблюдаем интересы азербайджанского государства. Цифры, на которых настаивает Ашгабат, нереальны, и мы их не примем.

В поведении правительства Туркменистана чувствуется тенденциозность и желание создать напряженную обстановку. Например, мы показываем какой-то документ, они заявляют: мы его не признаем. Но как можно его признавать, когда там стоит их подпись?!

Я сегодня заявил: “Если вы будете и дальше не признавать подписанные вами документы и не стремиться к тем принципам и механизмам, с помощью которых мы могли бы достичь компромисса, значит, у вас совсем другие цели… И эти цели не ведут к компромиссному решению, к консолидации”.

Ведь, по сути, сумма долга не так велика, чтобы быть камнем преткновения в наших отношениях. Украина должна Туркменистану более 2 млрд. долларов, Грузия более 400 млн. долларов и т.д. Но перед ними Ашгабат жестких условий не ставит и не выдвигает необъективных претензий…

Аббас Аббасов также сообщил, что планирует вернуться в Баку в ночь с воскресенья на понедельник. По его словам, переговоры идут очень сложно.

Из архивов газеты ЭХО, 2001 год