М.Багиров
В момент более чем резких маневров Тегерана на Каспии посол Азербайджана в Иране Аббасали Гасанов находился в Баку. Днем ранее он участвовал во встречах секретаря высшего совета национальной безопасности ИРИ Гасана Рухани с азербайджанским руководством. Вечером 22 июня дипломат узнал о ноте, которая была вручена в иранском МИД временному поверенному в делах Азербайджана в Иране.
“Временный поверенный, – сообщил “Эхо” А.Гасанов, – позвонил мне, это было в тот день, когда мы провожали Рухани, и сказал, что меня приглашают в МИД Ирана. Он сообщил, что вопрос очень серьезный и иранская сторона откладывать не хочет. Я разрешил временному поверенному отправиться в МИД и попросил проинформировать меня об итогах встречи. Уже поздно вечером мы получили этот документ в Баку”.
– Можно ли было ожидать, что после этой ноты Иран предпримет какие-либо резкие шаги на Каспии?
– Нет, этот шаг оказался неожиданным, особенно на фоне приезда Рухани. К тому же вот уже полтора года мы интенсивно работаем над тем, чтобы у нас было сотрудничество в этой области, чтобы были постоянный диалог, обмен мнениями по вопросам обеспечения безопасности в регионе, расширения сотрудничества между нашими странами.
– В какой атмосфере прошла встреча Гейдара Алиева с послом Ирана Ахадом Газаи?
– В теплой. В принципе, все эти вопросы разрешимы, нам просто надо все обсудить и найти приемлемые варианты. Во-первых, определение статуса Каспия – это не вопрос двух государств. Он касается пяти стран, которые путем переговоров должны прийти к консенсусу. В этом плане обострение ситуации ничего не даст – ни нам, ни Ирану, ни другим прибрежным государствам.
– На встрече обсуждался вопрос предстоящего визита президента Азербайджана в Иран?
– Он остается на повестке дня.
– Когда планируется визит?
– Дату мы пока не обговаривали, поскольку нужно еще ее согласовать как с графиком нашего президента, так и с графиком Мохаммеда Хатами.
– Можно ли говорить, что инцидент на Каспии улажен?
– Можно, поскольку ни иранская, ни азербайджанская стороны не настроены драматизировать произошедшее, хотя это и было весьма неожиданным для Азербайджана.
– Есть ли гарантии, что такие инциденты больше не повторятся?
– Этот шаг, я думаю, не повторится, поскольку иранская сторона поняла, что такие действия пользу не принесут. Я думаю, впредь такое не повторится.
– Связана ли отсрочка с открытием приграничного рынка в Билясуварском районе с резкими действиями Ирана на Каспии?
– Никак не связана. Завершаются мелкие строительные работы, и я думаю, что дней через 10 все вопросы будут решены.
– Продолжает ли стоять на повестке дня вопрос открытия азербайджанского консульства в Тебризе?
– Он никогда не сходил с повестки.
– Есть ли надежда, что в ближайшее время консульство будет открыто?
– Надежды не теряем, потому что есть для этого основания.
– А когда примерно?
– Все мы будем свидетелями.
– В этом году?
– Сейчас обсуждаем этот вопрос, посмотрим.
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год