Р.ОРУДЖЕВ
Во время произошедшего в понедельник инцидента на Каспии, благодаря позорным действиям (а точнее, “бездействиям”) наших доблестных пограничников, перед необходимостью вести диалог с вооруженным нарушителем государственной границы (иранским военным кораблем), были поставлены гражданские лица – экипаж и специалисты исследовательского судна “Геофизик-3”, в том числе представитель английской нефтяной компании bp.
По словам руководителя отдела по связям с общественностью представительства этой компании в Азербайджане Тамам Баятлы, bp проводила в акватории моря разведывательные работы в рамках контракта о долевом участии сторон. Причем, строго придерживаясь условий контракта.
Приблизительно в 20.00 часов, к нашим кораблям подплыло иранское судно и потребовало освободить территорию. В целях безопасности работающего персонала было принято решение о безотлагательном возврате кораблей в Баку.
Тамам Баятлы отказалась ответить на вопрос, было ли поблизости какое-либо военное или пограничное судно Азербайджана, сказав, что освещать данный контекст вопроса могут лишь госструктуры страны. К тому же этот вопрос имеет непосредственное отношение к теме территориальных вод и морских границ.
Представитель bp сообщила, что сразу же по прибытии кораблей в бакинский порт, об инциденте было доложено правительству Азербайджана, руководству ГНКАР и партнерам bp. Она выразила уверенность, что любой спорный вопрос между Азербайджаном и Ираном должен решаться на государственном уровне. А потому в компании надеются, что данная проблема будет вскоре разрешена.
Однако до тех пор, компания приостановит все разведывательные работы по соглашению “Араз-Алов-Шарг”. Более того, после этого компания приступит к “оценке различных вариантов” и об их результатах будет сообщено другим участникам соглашения. Пока же, как только будет дана реальная оценка происшедшему, bp поделится соображениями по дальнейшему ходу работ с руководством ГНКАР.
Напомним, что другими участниками контракта, помимо bp (15%) являются также “Статойл” (15%), “ЭкссонМобил” (15%), “ТПАО” (10%), “Альберта Энержи” (5%) и ГНКАР (40%), поэтому любой вопрос по разведке и дальнейшей разработке месторождения будет согласовываться со всеми участниками контракта.
Кстати, в понедельник посол Великобритании в Тегеране Николас Браун на встрече с секретарем высшего совета национальной безопасности Ирана Хасаном Рухани также заявил, что британские нефтяные компании не намерены разрабатывать месторождения на Каспии вопреки пожеланиям официального Тегерана.
Для Британии, подчеркнул посол, очень важно избежать отсутствия взаимопонимания с Ираном, и именно поэтому компания bp не будет работать на месторождениях, которые являются предметом спора между Азербайджаном и Ираном.
В свою очередь Рухани заявил, что Иран не позволит какой-бы то ни было иностранной компании без его согласия работать в своем секторе Каспия, который определен как 1/5 часть (20%) Каспия.
Со своей стороны ответственный сотрудник ГНКАР подчеркнул в беседе с “Эхо”, что азербайджанский корабль находился в своих территориальных водах и вел геофизические исследования, когда подплывшее судно Ирана, используя недвусмысленные угрозы, потребовало отплытия кораблей на 5 км в северном направлении.
Если бы азербайджанские корабли дефилировали по границе с Ираном, может тогда и пригодился бы патрулирующий приграничный корабль ИРИ. Но ведь корабли находились на расстоянии более 200 км от границы, установленной еще в 1921 и 1940 годах, в азербайджанских территориальных водах.
На вопрос, какова может быть ответная реакция ГНКАР на то, что bp прекращает все работы на месторождении “Араз-Алов-Шарг”, представитель компании сослался на контракт, условия которого должны соблюдаться всеми его участникамия. В то же время он отметил, что контракт оговаривает и различные форс-мажорные обстоятельства. Но, к сожалению, осталось невыясненным, насколько под понятие “форс-мажор” подходит недавний инцидент на море.
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год