Х.ИСМАЙЛОВА
“13.10. Над нами на высоте примерно около 400 метров неопознанный самолет произвел несколько маневров и полетел в сторону Ирана.
…13.40. Тот же самый самолет повторно произвел несколько кругов на высоте около 200 метров.
…20:00. В район работ подошел военный корабль и дал указание о прекращении работ и уходу на север…”
Это выписка из вахтенного журнала судна “Геофизик-3”, попавшая вчера в распоряжение “Эхо”. На вахте на “Геофизик-3” во время инцидента с иранским военным кораблем в понедельник стояли штурманы Исаев, Гамбарли и Мурадалиев.
Границы Азербайджана были нарушены. Иранские военные самолеты пригрозили азербайджанскому кораблю, ведущему разведывательные работы на территории Азербайджана. Кораблю пришлось удалиться.
Доводы командующего погранвойсками Азербайджана Эльчина Гулиева исключительно политические.
– Я думаю, что некоторые вопросы должны решаться в политической плоскости. На границе инциденты случаются часто. Если каждый раз будет применяться оружие, это плохо подействует на межгосударственные отношения.
Эльчин Гулиев выразил сожаление по поводу того, что этот инцидент произошел после визитов – его в Иран и секретаря высшего совета безопасности ИРИ в Азербайджан.
“С 16 по 22 июля корабль морской бригады погранвойск патрулировал в этой части моря и за это время никаких инцидентов не было”, – сказал Гулиев.
Инцидент случился 23 июля, когда патрульного катера на месте не было. “Технические возможности погранвойск не позволяют отслеживать границы все время”, – объясняет командующий. Для этого нужно, чтобы внутренние войска МВД, Минобороны и командование погранвойсками объединили свои усилия. И как сказал Гулиев, меры для этого будут приняты.
Командующий ВВС Азербайджана, генерал-майор Равиль Рзаев от комментариев отказался и отослал нас к пресс-секретарю Минобороны, сказав лишь, что повода для беспокойства нет.
С таким же оптимизмом отвечал Рамиз Меликов, глава пресс-службы Минобороны.
– Все происходило у нас на глазах. Обо всем мы знали. Нет повода для беспокойства. Угроза была направлена на определенный объект – “Геофизик-3”. Для паники повода нет.
– А если перейдут от угроз к делу?
– Не волнуйтесь. До этого дело не дошло. Есть государство, глава государства, главнокомандующий. Все под контролем. Не нужно беспокоиться.
– Есть ли необходимые средства для контроля над ситуацией?
– Вся воздушная граница у нас перед глазами.
– Почему же реагировали так поздно? Ведь нота была готова только к полуночи.
– Не так уж поздно. Проинформированы госструктуры о происходящем были вовремя.
– Значит, пока проблем нет?
– Нет. Если проблемы будут, у нас есть возможность их решить.
– А если бы они применили подготовленное к бою оружие?
– Давайте не сгущать краски. Военные силы соседнего государства угрожали нашему кораблю, и этому будет дана адекватная оценка.
– Мы должны были охранять свои границы. У нас было право стрелять в нарушителей?
– Разведывательное судно, находящееся там не могла выстрелить, так как у нее не было оружия. Рядом с кораблем “Геофизик-3” не было охраняющего судна. Да и не должно было быть. Это была неожиданная ситуация.
– Но у нас же есть военно-морские и военно-воздушные силы?
– Я не думаю, что мы должны были стрелять. И вообще, это вопрос не к нашему ведомству. Охраной границ занимаются погранвойска. Мы вмешиваемся, если к нам обращаются.
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год