Оппозиционеры Азербайджана наехали на Иран

Р.ОРУДЖЕВ

Наглое вторжение южного соседа в наши водные просторы вызвало, как и следовало ожидать, самую острую реакцию большинства оппозиционных партий страны.

Но, несмотря на это, абсолютно все политики пропустили мимо ушей тот факт, что вообще-то у Азербайджана есть свои профессиональные погранвойска (хотя бы офицерский состав), в том числе и морские, которые содержим мы, рядовые граждане, за счет налогов государству. И их единственная задача состоит в четком следовании военным инструкциям, то есть задерживать всех нарушителей границы без разбору.

Возможно, действуй они согласно этим, принятым во всем мире правилам, сейчас Азербайджан меньше походил бы на всполошившуюся курицу, неожиданно обнаружившую, что в стене сарая есть внушительное отверстие, откуда уже скалит зубы хищник.

Досадное упущение, еще раз наглядно доказало нам (и всему миру), что, к великому сожалению, несмотря на то, что Азербайджан – государство, находящееся в состоянии войны, – к этой самой войне он по-прежнему явно и абсолютно не готов.

“Вторжение военного самолета и корабля Ирана в территориальные воды Азербайджана и угрозы иранских военных личному составу исследовательского судна “Геофизик-3″ могут привести к обострению азербайджано-иранских отношений”, – заявил “Туран” лидер партии “Мусават” Иса Гамбар. Комментируя инцидент на Каспии, он сказал, что “сложившееся секторальное деление Каспия соответствует нормам международного права”. Что же касается спорных вопросов, то решать их следует путем переговоров, а не бряцанием оружия.

Hегативную оценку действиям иранской стороны дал также генсек Демпартии Сардар Джалалоглу. Он напомнил, что во времена СССР Иран имел на Каспии право только на рыболовство. “Сейчас Тегеран незаконно держит на Каспии военный флот”, – отметил он. В то же время Джалалоглу обвинил правительство Азербайджана “в затягивании решения ряда вопросов”.

ПНФА расценивает этот инцидент как “посягательство” на территориальную целостность Азербайджана и считает, что Азербайджан действует на Каспии в рамках международных норм и практики. Об этом сказано в заявлении “реформаторского” крыла ПHФА. В заявлении содержится призыв как можно скорее принять решение о правовом статусе Каспия.

Зампред АМИП Ильгар Мамедов озвучил официальное отношение своей партии к неприятному инциденту: “Мы против того, чтобы между Ираном и Азербайджаном возникали осложнения. Мы сторонники того, чтобы такого рода осложнения, если даже они и возникают в отношениях, никогда бы не переходили на военную стезю. Таких происшествий быть не должно”.

А вот мнение независимого политолога Вафа Гулузаде: Инцидент в азеpбайджанском сектоpе Каспия показал, что Тегеpан не намеpен считаться с Баку и следует ожидать новых недpужественных действий в отношении Азеpбайджана. По его мнению, пpичиной столь агpессивных действий соседнего госудаpства стала убежденность Тегеpана, что Азеpбайджан не сможет дать адекватный ответ на подобный выпад и нет союзника, способного защитить Баку в случае необходимости (“Туран”).

“Думаю, что агpессивные действия Иpана стали еще одним подтвеpждением того, что в Азеpбайджане необходимо pазместить военную базу HАТО, способную защищать не только нашу стpану, но и экономические, и политические интеpесы Запада в pегионе. Гаpантом безопасности этих интеpесов могла бы стать и Туpция”, – сказал Гулузаде.

По его мнению, инцидент может заставить западные нефтяные компании пpиостановить pаботы на тех стpуктуpах, на котоpые пpетендует Иpан, поэтому надо готовиться к “сеpьезной pаботе” по защите национальных интеpесов, считает Гулузаде.

Из архивов газеты ЭХО, 2001 год