Р.БАБАЕВ
В один из знойных июльских дней 2000 года Шаин Гейдаров и Вели Мустафаев попивали чай в чайхане, что рядом с магазином “Севиндж” в городе Алибайрамлы. Мимо проходили люди. Некоторые спешили на работу, другие просто гуляли. Разговор между собеседниками был в самом разгаре, когда Вели неожиданно замолк. Он взглядом проводил проходившего мимо некого жителя райцентра.
Шаин автоматически проследил за мужчиной, привлекшим внимание Мустафаева. Как только прохожий исчез за поворотом, Вели сообщил другу, что это – Дашдамир Муталлимов, который некогда занимал должность первого секретаря района, рассказал о многочисленных золотых изделиях, которые хранились у бывшего партийного босса, и предложил Шаину наложить лапу на его добро.
Затем собеседники обратили внимание на очередных клиентов чайханы, которые тоже искали спасения от жарких солнечных лучей в тени деревьев за стаканом чая. Ими оказались Гусейнага Гасанов и Сабухи Мамедов. Их также поставили в известность о предстоящем нападении на квартиру Муталлимова.
В один из августовских дней Сабухи, Гусейнага и его тезка по фамилии Назаров, которого тоже ввели в курс дела, вооружившись пистолетом конструкции “Макаров-Стечкин”, изготовленным кустарным методом, и револьвером “Наган”, отправились добывать вожделенное золото.
Поздним вечером друзья, предварительно надев на лица маски, перемахнули через забор дома Муталлимова и собирались было забраться в саму квартиру, но их отпугнул шум, исходивший из соседнего двора. На следующий день злоумышленники повторили свой поход. На этот раз их арсенал пополнился автоматом “Калашникова”. Но, как и накануне, грабители покидали двор Дашдамира несолоно хлебавши. Вновь ограблению помешали, сами того не подозревая, соседи.
В октябре Сабухи вместе с ранее судимым Эльнуром Фейзиевым, Бахтияром Аллахвердиевым и Юсифом Мамедовым снимали квартиру в Баку. Как-то разговор зашел о том, что неплохо было бы найти человека, за счет которого привести в “надлежащий порядок” материальный пробел. Тут-то Сабухи и припомнил бывшему первому секретарю “старые обиды”.
Дважды “облажавшись”, Мамедов никак не мог простить себе неудачу. Давно ожидая момента, когда он, наконец-то, положит к себе в карман золотишко Муталлимова, Сабухи рассказал о нем своей братии. Решение ограбить алибайрамлинца было принято на “ура”, и на следующий день вся компания отправилась в районный центр превратить идею в реальность. Компания переночевала в доме у Сабухи, занявшись во время отдыха приготовлением маскировочных повязок.
Ворвавшись в ночь с 8 на 9 октября в дом Муталлимова, бандиты стали методично избивать хозяина квартиры, который спросонья не мог разобраться в том, что происходит. После того, как налетчики решили, что с хозяина дома достаточно полученных телесных повреждений, принялись вовсю “хозяйничать” по дому. В результате “обыска” в казну грабителей перекочевали золотые украшения и наличные деньги на общую сумму, превысившую 4 млн. манатов.
Кроме того, за несколько месяцев до этого, в ночь с 7 на 8 мая 2000 года, Сабухи Мамедов вместе с Мугабилем Гасановым ограбили кожевенный цех, который находился в алибайрамлинском торговом центре, и унесли с собой костюмов и разной одежды более чем на 10 млн. манатов.
На состоявшемся в Суде по тяжким преступлениям процессе, который окрестили “алибайрамлинским”, задержанные по подозрению в совершении этих преступлений лица были признаны виновными. Судебная коллегия вынесла следующий вердикт в отношении семерых подсудимых, которых удалось задержать правоохранительным органам: Сабухи Мамедов лишен свободы сроком на 11 лет, Мугабил Гасанов – на 4 года, Шаин Гейдаров – на 10 лет, Гусейнага Гасанов – на 10 лет, Гусейнага Назаров – на 10 лет 5 месяцев, Эльнур Фейзиев – на 11 лет, Талех Гурбанов – на полтора года.
Поиски Вели Мустафаева, Юсифа Мамедова и Бахтияра Аллахвердиева продолжаются.
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год