А.МЮЗАРТГЫЗЫ
Французское посольство по праву взяло бы первое место в номинации “Вклад в искусство” (если бы существовал подобный конкурс между диппредставительствами в Азербайджане). Однако это носит не спортивно-соревновательный характер. Данные запросы Франция вполне удовлетворяет победами своей футбольной команды.
Просто Париж (скорее и вся Франция), действительно, является центром и началом многих направлений культуры и искусства. Бакинский зритель уже стал принимать как должное знакомство с культурой своих западных друзей. Часты приезды сюда музыкантов, выставки французских художников. Однако на сей раз публике было продемонстрировано нечто особенное – произведения искусства самой Франции. На фотографиях, конечно.
Слайды с изображением скульптур, картин, оригинальных построек были показаны в конференц-зале Gallerie (ISR PLAZZA). Демонстрация сопровождалась комментариями искусствоведа, критика Анн Тронш, которая и привезла в Баку слайды. Сама А.Тронш долгое время работала в Министерстве культуры Франции в отделе по пластическому искусству.
Также А.Тронш является автором ряда книг и организатором гораздо большего ряда выставок как французских, так и других художников. В частности, сейчас А.Тронш ведет работу над открытием во Франции выставки современного искусства Чехословакии.
Но вернемся к основному действию, разворачивающемуся в импровизированном кинозале. Белая стена с меняющимися кадрами превратилась на время в галерею. Однако галерея эта состояла даже больше не из картин, а… . Скульптура “Циклоп” расположена в лесу, она вписана в дерево. Но зритель имеет возможность не только поглазеть на зловещую махину, но и погулять внутри дерева. Ведь конструкция скульптуры расчитана на это – в дереве существуют специальные лестницы, соединяющие различные части циклопа.
Далее следует “Стена слов” художника Бена. Это дом, исписанный различными лозунгами, выражениями. В 60-х годах этот художник провел вернисаж, конечно, на улице. Сам Бен сидел в это время на стуле рядом со своими стенами, держа плакат с надписью “Мне стыдно, что я здесь”. Экстравагантностью он отличался и в дальнейшем. В следующее десятилетие, в 70-х годах, художник решил пожить в витрине магазина, что и сделал. “Он брился там, менял носки”, – говорит А.Тронш.
Зрители также смогли увидеть станции французского метро, для оформления которых был приглашен известный мастер Жан Базен. Далее присутствующие своими глазами увидели скандальные колонны Горена перед зданием министерства культуры в Париже. Раньше на этом месте находился парк, теперь же всю площадь покрывают металлические пенечки в черных квадратах, окруженные решетками.
Первоначально французы противились этой постройке, но сейчас горожане приходят на площадь, садятся на колонны под солнцем и думают, каждый о своем. Одним словом, каждый слайд представлял собой отдельную историю.
На них были и скульптура Марсиала Рейза с человеком, стоящим спиной к смотрящим, и винный погреб, где идолом служит выдутый из стекла нос, и мебельные композиции, где каждое изделие – отдельное произведение искусства, и вращающаяся сцена Парижского оперного театра, и занавеси театра, изготовленные вовсе не из традиционного велюра.
Так что Франция в очередной раз смогла поддержать свою марку – страны, в которой искусство на первом плане. Подтвердил этот факт и посол Франции Жан-Пьер Генют, у которого, кстати, закончился срок пребывания в нашей стране, сделавший заявление после конференции о том, что здание французского посольства ждет обновление.
“Наше государство всегда вкладывало деньги в искусство. Сейчас мы купили 34 работы, которые будут привезены в наше посольство и мы продемонстрируем эти картины бакинским зрителям. Также мы планируем вести работы в здании посольства по подготовке фресок и рельефных картин на стенах посольства. Художник, специально приглашенный для ведения работ, сейчас находится в этом зале, но я не хочу пока называть его имени”, – сказал Ж.-П.Генют.
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год