Полад БЮЛЬ-БЮЛЬОГЛУ: что бы ни пропало из музея – ценность

Д.КАРАКМАЗЛИ

Впервые выставка произведений искусства собрала такое количество посетителей. И это естественно.

Возвращение графических работ интересует всех, поскольку это достояние народа, отметил на открытии выставки “Возвращенные из США музею произведения искусства” министр культуры страны Полад Бюль-Бюльоглу. И если раньше они хранились в фонде, то сегодня зритель имеет возможность их лицезреть, отметил министр.

Вкратце напомнив историю хищения этих графических работ, которая общественности хорошо известна, министр культуры отметил, что в последние годы кражи из различных музеев мира – Англии, Непала, Дании, России участились. И в этом плане, считает Бюль-Бюльоглу, Азербайджану повезло, поскольку украденные рисунки и графические работы возвращены стране.

Тому свидетельство демонстрация 193 графических работ из 204 похищенных. Министр культуры не смог скрыть и свое возмущение некоторыми журналистами, которые, по его словам, старались очернить Минкультуры и обелить виновных в краже. Не называя конкретных имен, кого именно эти журналисты “обеляли”, П.Бюль-Бюльоглу подчеркнул, что они выполняли чей-то заказ.

“Виновные должны получить по заслугам”, – отметил он, имея в виду похитителей картин.

В свое время министр сомневался в подлинности похищенных произведений искусства. Коснулся он этого вопроса и вчера. П.Бюль-Бюльоглу заявил, что когда в списке учета перед некоторыми из этих работ известными искусствоведами мира были поставлены знаки вопроса, ему было два года. “Я как гражданин Азербайджана заявляю: что бы ни пропало из музея – это ценность”, – сказал он. И потому, когда национальное бюро Интерпола сообщило о задержании на американской таможне гражданки Азербайджана с краденными из бакинского музея искусств картинами, то мнение Минкультуры, ЮНЕСКО и других международных организаций было однозначным – передать дело в суд Нью-Йорка.

Этим делом занимался судья Джозеф Каплан, вынесший решение о возвращении графических работ Азербайджану. 12 из них решением президента страны Гейдара Алиева переданы Бременскому музею Германии, из которого они в свое время были похищены.

Возвращение картин Азербайджану, как подчеркнул министр культуры, это еще одно подтверждение того, что наша страна постепенно вливается в семью правовых государств.

“Хищение картин из музеев мира не редкость, их возвращение – большая редкость”, – подкрепил мысль о значимости возвращения графических работ в Азербайджан председатель Комиссии по культуре Милли меджлиса Анар. А что касается клеветников, Бог им судья, считает писатель.

В эксклюзивном интервью “Эхо” следователь по делу о хищении картин из Музея искусств имени Р.Мустафаева Азад Меджидов заявил, что дело о пропаже картин еще не закрыто. Пока по нему на 11 месяцев была осуждена только Н.Алескерова. Да и то, по законам Нью-Йорка. Американский суд отказался выдать ее Азербайджану, где Алескерову ожидало более суровое наказание. К тому же еще предстоит выяснить местонахождение оставшихся 68 графических работ. А также местонахождение лиц, подозреваемых в хищении, в частности главного подозреваемого, бывшего чемпиона республики по борьбе Айдына Ибрагимова. “Одно могу сказать определенно – в Азербайджане его нет”, – сказал А.Меджидов.

В деле о кражи картин из бакинского музея вопросов действительно больше чем ответов. Например, как Н.Алескеровой, которая не работала в системе музеев, удалось похитить ценности без помощи самих музейных работников? Или другой вопрос: разве инвентаризация в музеях страны не должна проводиться систематически, а не только после крупной кражи?..

Отметим, что дорожную стоимость страховки возвращенных графических работ специалисты оценили в 40 тысяч долларов. На вопрос, какова их подлинная цена, никто из работников музея не смог дать вразумительного ответа.

А директора музея И.Зейналов, который все время заявлял, что ничего не знает о пропавших картинах, на радостях вчера даже не заметил, как оговорился, пригласив зрителей полюбоваться не 193 картинами, а 204. Откуда такая любовь к неточностям?

Что же касается охраны музея искусств, то хотя она и значительно укрепилась после хищения рисунков, однако и сегодня оставляет желать лучшего. Но, к сожалению, ни у Минкультуры, ни у музея пока нет достаточных средств для установки современного оборудования. В Баку самая лучшая охранная аппаратура – банковская. На ее приобретение средств пока нет.

Поэтому охрана музейных ценностей, некоторые из которых превышают стоимость содержимого азербайджанских банков, пока остается на “дедовском” уровне. В частности, по словам главного хранителя музея Наили Рагимовой, укреплена внутренняя и внешняя охрана, увеличено количество штатных полицейских, установлена охранно-пожарная сигнализация. И все.

…А прекрасным графическим шедеврам – все равно. Они милостиво позволяют любоваться собой – старинные гравюры французского художника Жака Калло (1592 – 1635), итальянских мастеров Белла Стефано Делла (1610 – 1664), Гизи Джоржо (1520 – 1582) и других мастеров европейских школ, миниатюры школ Востока: Азербайджана, Индии, Ирана XVII – XIX вв., а также рисунки и гравюры русских художников. Среди них рисунки К.Брюллова, И.Шишкина, В.Серова, гравюры Н.Мосолова с картин Рембрандта и т.д.

Иной раз за ликом самой прекрасной картины может разыгрываться ужасная трагедия. И эта кража не обошлась без жертв. Умер один из соучастников кражи, гражданин Японии Масацуги Кога, который намеревался за счет продажи картин купить себе человеческий орган…

Из архивов газеты ЭХО, 2001 год