Политические блоки Азербайджана в третьем тысячелетии

Р.ОРУДЖЕВ

В стране на данный момент можно выделить четыре политических блока, выражающих различные точки зрения азербайджанского общества. Эти блоки известны всем – два Демконгресса (промусаватский и реформаторский) – правые, Объединение проазербайджанских сил – левые и Совещательный меджлис (проправительственный).

Сегодня мы делаем попытку сравнительного сопоставления конкретной деятельности этих блоков с начала года и до сих пор устами их непосредственных участников.

Араз АЛИЗАДЕ, сопредседатель СДПА, один из лидеров ОПС:

– Наш блок систематически дает оценки всем политическим событиям в стране. Все эти оценки в итоге оказываются верными и все наши прогнозы подтверждаются. Будь то проблема инвалидов Карабаха или же отношение к Минской группе ОБСЕ, развитие социально-политической ситуации в Азербайджане или прогнозы о том, как будут развиваться переговоры по Карабаху. Сегодня мы можем констатировать, что нам удалась работа по укреплению ОПС – вместо трех партий нас стало четыре. Недавно мы создали восемь комиссий по разным направлениям – таким образом мы определили программу действий. Главное сейчас для страны не поиск лидера, а создание программы, которая может убедить людей, что политики действительно что-то хотят сделать для них.

Кроме того, наша партия с января в два раза увеличила количество своих членов, теперь нас 3700 человек, такие же структурные изменения происходят в партии “Вахдат”. “Намус” выиграл судебный процесс, по итогам которого Минюст должен теперь зарегистрировать эту партию.

Но самого главного в этом году не добилась ни одна политическая сила – вернуть доверие людей. Недостатки деятельности блока в том, что мы все еще медленно работаем. На это есть объективная и субъективная причины.

Объективная – в отсутствии материальной базы. Мы не можем часто бывать в районах и не можем технически достаточно обеспечить работу комиссий. Большой недостаток, что у нас нет своей прессы, мы в принципе зависимы от журналистов, которые приходят на наши пресс-конференции и, к сожалению, часто перевирают сказанное.

Мехман ДЖАВАДОГЛУ, зампред “Мусават”, член Демконгресса:

– Около четырех месяцев назад в Демконгрессе был создан меджлис, где было представлено около 100 тыс. человек, и три месяца прошло с его первого заседания. В нем участвовали представители всех шести партий – постоянных членов и четырех партий-наблюдателей. Самое большое достижение ДК, что он создал это подобие правительственной команды. Другое наше достижение – когда в реформаторском ДК произошел раскол, к нам оттуда пришли четыре партии.

Каждую неделю мы проводим заседания правления ДК, а на днях готовимся провести два заседания меджлиса ДК. Все наши усилия в этом году были направлены на расширение ДК, и мы добились успехов. Кроме того, внутри ДК были созданы комиссии – по государственному устройству, культуре, бюджету, образованию, природным ресурсам, экономике. Этот процесс еще продолжается. Наше намерение состоит в создании команды, которая будет управлять правительством, когда мы придем к власти.

Гусейн НАИБОВ, секретарь ДК (“реформаторы”), зампред партии “Юрддаш”:

– На всех заседаниях Демконгресса мы всегда обсуждаем вопросы демократизации общества, проблему Нагорного Карабаха и т.д. Всего у нас семь партий – пять членов и две партии с совещательным голосом. Наши представители в ММ – Демблок – в свое время противостояли пораженческой позиции по вопросу урегулирования конфликта, своим недовольством выражали волю народа. С начала года члены ДК активно участвовали в защите прав карабахских инвалидов. Мы создали институт председательства в ДК, сформировали его меджлис и уже провели первое заседание.

В него вошли популярные деятели культуры и литературы, ученые. Затем мы приступили к формированию комиссий меджлиса. Пять из них уже готовы в полном составе, остальные семь еще создаются. Я назвал бы это нашей командой, которая должна продемонстрировать обществу, с чем мы идем к власти. При председателе ДК созданы женсовет и информационно-аналитическая служба.

Мы готовы к проведению массовых акций, если президент пойдет на заключение позорного мира. Мы уже хотели провести митинг перед предполагавшейся встречей в Женеве, но она не состоялась. А вообще я не считаю, что мы действовали так активно, как могли бы. Я вижу недостаток действий всех оппозиционеров, а не только нашего блока в том, что мы работаем вразнобой.

Зохраб ГЕЗАЛБЕЙЛИ, зампред партии “Сосиал Рифах”, член совещательного меджлиса:

– Сейчас в составе СМ десять партий. Все проблемы общества, присущие сегодняшнему дню, мы регулярно рассматриваем на заседаниях блока – 2 – 4 раза в месяц. СМ провел футбольный турнир между политическими партиями.

Кроме того, мы организуем круглые столы и конференции на тему образования, морали молодежи, борьбы с наркоманией, незаконной религиозной деятельностью. Для этого мы на свои мероприятия приглашаем специалистов, экспертов и прессу. Мы регулярно выносим на суд общества различные проекты и предложения – экономические и политические. В этом году мы выступали на темы роли Азербайджана в СНГ, в ГУУАМ, преобразований в экономике страны.

Мы выдвигали и свои варианты по урегулированию карабахского конфликта. Самый обсуждаемый нами вопрос – объединение всего общества под крылом демократических преобразований. Мы не занимаемся пустой критикой, а выдвигаем конкретные предложения, и бывает, что руководство страны берет их на вооружение.

Я не думаю, что найдется еще один блок, способный сравниться с нами по количеству проведенных экономических и политических мероприятий, обсуждений.

…У нас, конечно, бывают и недостатки в работе. Можно назвать инертность некоторых партий, которые только присутствуют на общеблоковых заседаниях. Нельзя сказать, чтобы наш блок очень быстро и четко реагировал на все процессы в обществе, но в целом мы отличаемся сбалансированностью подхода. Это консерватизм трезвого политика.

Из архивов газеты ЭХО, 2001 год