Алииса Джаббаров: следует вкладывать в малобюджетное кино

Презентация первого показа продукции секции молодого кино Гильдии профессиональных кинорежиссеров состоялась в кинотеатре “Низами”. На суд зрителей были представлены 11 короткометражных фильмов – документальных и художественных – Насими Алиева “Скрипач”, Алиисы Джаббарова “Тазадлар” (парадоксы), Мирсадыха Агазаде “Очаг”, Саида Мамедова “Бегство”, Ровшана Исмаилова “Иддиа”, Тарлана Расулова “Возвращение”, Эльшана Мамедова “Вокал” и другие.

Первое впечатление зрителей от показа – это разнообразие художественных форм и стилей. Как подчеркнул председатель Гильдии професссиональных кинорежиссеров Гусейн Мехтиев, этот показ опровергает мнение, что молодого кино в Азербайджане нет. И в особеннности радует то обстоятельство, что молодые кинематографисты по-своему смотрят на мир. У них разные темы, разные способы выражения на экране, разная философская концепция жизни.

Но одно досадно – молодые художники кино все еще остаются вне внимания государства. И потому никто из них не смог снять картину на кинопленке. Все представленные фильмы сняты на видео. А ведь это не секрет, что видеоноситель недолговечен и со временем теряет свои краски. Тогда как кинопленка остается в хорошем состоянии почти навсегда.

Среди картин, представленных на просмотр, были и фильмы, участвовавшие в международных кинофестивалях. К примеру, картина Насими Алиева “Скрипач”, – о маленьком мальчике, который играет на скрипке на привокзальной площади, зарабатывая на жизнь, была награждена призом на недавнем кинофестивале “Кинотавр”. По мнению создателей картины, кем бы ни стал этот мальчик в дальнейшем, он останется человеком и музыкантом.

Большое впечатление произвела на зрителей и картина “Тазадлар” кинорежиссера Алиисы Джаббарова. Фильм рассказал о нескольких “лицах” одного человека лица. Причем все образы искренние – женщина, вынужденная торговать своим телом, женщина, обратившаяся к вере, женщина, создавшая семью. По словам кинорежиссера, в человеке изначально заложено раздвоение. Чтобы выжить в этом жестоком мире, он иной раз вынужден идти на компромиссы.

В этом фильме героиня, с одной стороны, выглядит как разрушитель собственной личности, с другой, она – созидатель, человек, сумевший выбраться на путь спасения. “Я хотел сказать, – говорит режиссер, – что 1+1 не всегда = 2”.

По мнению А.Джаббарова, первоначально фильм был намного жестче. Однако благодаря музыкальному оформлению Рашада Мустафаева, картина стала выглядеть намного теплее. Сыграл свою роль и монтаж. Обычно, по словам кинорежиссера, “крупные планы на экране не принято монтировать. Монтируя крупные планы с крупными, мы действовали вопреки законам монтажа, подчеркнул он. Словом, у нас была хорошая команда”.

К сожалению, по условиям договора с героиней фильма картина создавалась не для эфира и потому широкому зрителю она не будет показана.

Отметим, что Алииса Джаббаров в настоящее время работает на студии “Телефильм” АzТV-1. Им сняты уже около 10 этнографических картин. Многие свои фильмы, в том числе “Тазадлар”, он снимает по линии американского общества “Интерньюс”.

Как отметил Алииса Джаббаров, к сожалению, в кинопроизводстве у нас нет маркетинга, с помощью которого можно было бы выносить продукцию азербайджанских кинематографистов на мировой рынок. И потому он предлагает в новой структуре кино непременно учесть этот момент. На вопрос, что, на его взгляд, следует сделать для возрождения отечественного кино, А.Джаббаров предложил ряд нестандартных вариантов, которые, на чей-то взгляд, могут показаться спорными.

По его мнению, производство полнометражных картин временно следует приостановить. Свою мысль он мотивирует тем, что полнометражные фильмы отечественных кинематографистов на сегодняшний день себя не окупают. Государство, по его мнению должно оказать поддержку малобюджетному короткометражному кино. По его мнению, госинвестиции в этом случае окупятся. А снимать сегодня художественную картину за $300 тысяч – преступно.

По его словам, лучше потратить $5 тысяч на короткометражную картину и затем заработать на ней $10 тысяч, чем снять полнометражную картину и ничего не заработать.

Как утверждает А.Джаббаров, такое решение после войны было принято на государственном уровне во Франции и Италии. Потому, вероятно, в этих странах киноиндустрия так бурно впоследствии развилась.

На рынке короткометражного кино нам есть место. А на рынке полнометражного – пока нет и это надо понять. Ведь только на рекламу полнометражных картин требуется $50-60 тысяч. Поэтому молодежная секция гильдии предлагает: вкладывать инвестиции в малобюджетные короткометражные фильмы, которые смогут окупить себя.

По мнению А.Джаббарова, сегодня надо снимать документальное, анимационное и экспериментальное кино. Анимационное нужно нашим детям. Хроника нужна истории и она должна быть запечатлена, это однозначно. А экспериментальное кино – это удобрение, творческая мастерская, и ее также следует поддержать.

Из архивов газеты ЭХО, 2001 год