Эльдар Мансуров желает себе смерти

На днях в ресторане “Клер” состоялась презентация очередного альбома Эльдара Мансурова “Сахилдя”, выпущенного звукозаписывающей студией “Шахин-Р”. В альбом вошли, в основном, новые песни и хиты в исполнении Флоры Керимовой, Самира Багирова, Мананы, Самеда Самедова, Аббаса Ахмеда, Айгюн Кязимовой, Фатмы Аббаскулиевой, Бриллиант Дадашевой, Джавана Зейналлы, Билала Алиева, Рухангиз Аллахвердиевой, Руфата Мехтиева и других. Опять собрались дружной компанией, ели, пили, иногда пели. Баламутил, как обычно, Самед Самедов – бил тарелки на счастье.

И Эльдар Мансуров рассказал…

– Несколько лет назад у вас была вазможность выйти за пределы Азербайджана – в Турции стали петь ваши песни. Вы не смогли воспользоваться этим шансом или не захотели?

– И сейчас поют. Просто я не могу найти эти диски в Баку. В Турции сейчас раскрутилась песня “Халымы сорма”, известная в Баку в исполнении Агададаша Агаева. Там ее поет молодая популярная турецкая певица Наргин. Но мои авторские права не соблюдаются. Сами прекрасно знаете, что такие вещи пиратским образом распространяются. В этом отношении турки что хотят, то и делают. Так как знают, что в Баку никакие законы об авторских правах не соблюдаются.

В Турции мои песни определяются строкой “Аноним”. Меня приглашала к себе в гости только Сезен Аксу, которая исполнила мою песню “Баятылар” и сделала ее у себя на родине суперпопулярной. Она единственная соблюдала мои авторские права и указала меня, как автора песни, и в клипе, и в диске.

Я дал ей записи моих новых песен, чтобы она имела возможность выбрать. Но что дальше стало, я не знаю, уже давно не был в Турции и пока не собираюсь – там все время дурят нашего брата. Правда, в случае с песней “Халымы сорма” они отметили мое авторство. Эта песня попала в Турцию через моих знакомых, которые нехорошо со мной поступили, продали туркам мои песни, а деньги прикарманили.

Вахид Азиз, бедный, пытается там какие-то права качать, чтобы восстановить авторство азербайджанских композиторов. Но он один ничего не добьется. Это должно делаться на государственном уровне. Глава государства один раз должен ударить кулаком по столу, и тогда все права будут защищаться. А пока этого нет, так и будет продолжаться всегда – наши песни будут выходить как “анонимные” или под чужим именем, а если даже признают наше авторство, то не выплатят авторские гонорары.

– Вы сами знаете, что шоу-бизнес – это самый обычный бизнес, где деньги делаются на деньгах заказчиков-исполнителей. Вы тоже работаете с теми, кто платит, или с теми, кто может петь?

– Я никому не отказываю в сотрудничестве. Кто бы ко мне ни приходил, все получают песни. Но в процессе выясняется, кто во что горазд, насколько он способен наделать шуму в шоу-бизнесе своим талантом. Важны еще и умение вести себя на сцене, внешность. Все мы так работаем – я, Вагиф Герайзаде, Джаваншир Кулиев. Но при этом не каждый, с кем я начинаю работать, в конце концов становится певцом, а тем более – звездой. Очень часто бывает, что ко мне приходят со словами “я с детства мечтал(а) петь”, работаем немного, записываем несколько песен и смотрю – перегорел человек, больше не хочет петь или не может. Я делаю свое дело и не подлаживаюсь под публику.

– Вы считаетесь одним из самых плодовитых композиторов…

– (Перебивая) Я в этом не виноват (смеется).

– Но если это искусство, то его не поставишь на конвейер…

– Неужели все думают, что я этим занимаюсь?!

– Вы очень часто объявляете о том, что написали новую песню. В месяц у вас проходит по две презентации даже не одной песни, а целого альбома.

– Сейчас скажу. В свое время я много писал и многое оставалось неисполненным. Многие исполнители не могли раскрутить песни – не хватило финансов. И мне приходится самому помогать певцам раскручивать эти песни, поэтому я и занимаюсь выпуском альбомов.

Вы хотите знать, каким образом я пишу много? Во-первых, поступает много заказов. Во-вторых, ко мне часто обращаются мои друзья – Айгюн, Бриллиант, Флора, Самир и другие – и они выпускают свои альбомы… Мне повезло с тем, что я тесно связан со звукозаписывающей студией “Шахин-Р”, которая никогда мне не отказывала, выпускала все мои альбомы. Но это не безвозмездная поддержка – они знают, что мой талант хорошо продается.

– Уже давно никто не “изобретает велосипед” в шоу-бизнесе. Вся работа строится на том, что обновляется огранка давно придуманной детали. Вы можете о какой-то своей песне или периоде творчества сказать: “Вот тогда я изобрел велосипед”?

– Я не из тех, кто изобретает велосипед. Я просто записываю музыку, которая мне приходит в голову. Есть пословица: “Не можешь пить – не мучай рюмку”. Я уже чуть ли не до 50 лет дожил и написал столько песен, но еще ни разу себя не заставлял писать. А когда поступают заказы, я не сажусь за рояль вымучивать мелодию. Я предупреждаю о том, что “я пока не пишу”. Когда чувствую прилив, только тогда сажусь писать. А когда не пишется, гуляю, отдыхаю.

– А что может быть возбудителем этого “прилива”?

– Мои друзья, хорошие меджлисы с “йейиб-ичмяйями” и моя работа. У меня нет привычки стоять на месте. Я все время что-то делаю. Наверное, наступит когда-нибудь время, когда я остановлюсь в своем развитии. Боюсь этого момента и желаю себе смерти в этот момент. И не хочу слышать в свой адрес: “Вот, Эльдар – классик, когда-то писал, а сейчас постарел”. Я себя стариком никогда не считал, не считаю и не буду считать. Я – вечно молодой. И к тому же у меня окружение молодое.

– Да, я заметила, что вас всегда окружают красивые молодые женщины.

– (Кокетливо-стыдливо) Ну что теперь поделаешь?! Вот так! (Смеется)

– А что они в вас находят?

– Ну, это уже надо у них спросить. А вам все скажи! Я побаиваюсь вам такое рассказывать (хохочет)! Но давайте не будем об этом. У меня все-таки семья и два мальчика, на которых такие разговоры плохо действуют. Я не хочу, чтобы мои мальчики думали, что их отец какой-то Дон Жуан. Мои мальчики, знаете, какие серьезные?! Поэтому я их даже побаиваюсь немного – в хорошем смысле этого слова!

Из архивов газеты ЭХО, 2001 год