Киднэппинг в переводе с английского – похищение детей. Так, собственно, первоначально и происходило. Потом понятие расширилось, и теперь воруют не только подрастающее поколение обеспеченных родителей, но и самих обладателей сокровищ.
Родоначальник киднэппинга в Азербайджане
В Азербайджане киднэппинг зародился не так давно и стал активно развиваться с 1994 года. А родоначальником этой отвратительной разновидности преступлений в стране стал Балагардаш Дадашев, 1950 года рождения, уроженец поселка Нардаран, ранее судимый за убийство. Будучи одним из авторитетов, он располагает большими связями в криминальном мире, где и получил прозвище “король” – “король киднэппинга”.
В азербайджанском киднэппинге он был идейным вдохновителем многих похищений, принимая участие в разработке и организации, во многом небезопасных, операций по передаче выкупа за похищенных. Ныне Балагардаш Дадашев объявлен в уголовный розыск, хотя правоохранительным органам известно, что он находится за пределами Азербайджана.
Кто же такие киднэпперы? По мнению специалистов, среди наших похитителей, к счастью, нечасто встречаются безжалостные головорезы, которые сразу же убивают жертву, и лишь потом начинают переговоры с родственниками о выкупе. Еще реже они прибегают к таким формам устрашения родственников, как отрезание ушей или конечностей жертвы с последующей передачей их по почте для ускорения получения денег. Правда, бывают исключения.
Но в целом наш киднэппер не cтоль кровожаден, как его западный коллега. Оно и понятно – по нашему законодательству за похищение человека с целью выкупа дают от 5 до 12 лет лишения свободы. Закон на Западе за похищение людей, особенно если оно сопровождается смертью жертвы, предусматривает вплоть до пожизненного заключения. А в некоторых штатах США, например, за это вполне могут посадить на электрический стул или предоставить бесплатный билет в газовую камеру. Поэтому там похищенного, который может потом узнать похитителя, безопаснее убить.
На заре развития киднэппинга в нашей стране случаи с похищением улаживались чаще всего без привлечения правоохранительных органов, так как люди не доверяли полицейским. Но дерзость преступников росла, а похищаемых становилось все больше и больше. И родственники потерпевших стали обращаться в полицию. Результат не замедлил сказаться на показателях раскрываемости.
С 1995 года по сегодняшний день только в Баку было официально зафиксировано 78 фактов киднэппинга, из которых 68 раскрыты. В этом году было совершено три похищения. Задержано в общей сложности более 80 человек – членов различных преступных группировок, промышлявших похищением людей. Но, несмотря на это, 24 подозреваемых в настоящее время все еще на свободе.
История первая: иногда киднэпперы верят на слово
30 января 1995 года был похищен директор склада мясных заготовок Сураханского района Ханлар Музаффаров. В ходе расследования были установлены личности похитителей. Ими оказались Шахин Гусейнов, Рагим Рагимов, Тагир Ибрагимов, Адалят Аббасов и еще одно, пока неустановленное следствием, лицо. Известно только, что последний является гражданином Дагестана.
Несколько дней Х.Музаффаров просидел в заточении и был освобожден только после того, как пообещал похитителям выплатить за себя выкуп. Преступники поверили ему на слово и, надо сказать, не ошиблись. Деньги похитителям передал не сам Х.Музаффаров, а его знакомый – заведующий рестораном “Аташгях” Назар Назаров. Киднэпперы “заработали” 20 000 долларов и золотые изделия в придачу.
История вторая: и снова никаких полицейских
В семье бакинца Вели Гезалова долго еще будут помнить 5 мая 1995 года и терзания по поводу похищения киднэпперами 12-летнего Али Гезалова. А каких переживаний стоили родственникам похищенного мальчика прошедшие после этого два месяца, в течение которых они не были даже уверены в том, что их ребенок жив…
В начале мая 1995 года к Мазахиру Ахмедову зашел его знакомый Раис Гусейнов и сказал, что есть возможность получить в качестве выкупа 200-300 тысяч долларов, похитив несовершеннолетнего мальчика – сына родственника Раиса. Ахмедов в тот же день в присутствии Гусейнова поделился идеей с Анвером Гулиевым и Низами Алиевым.
На следующий день Мазахир вместе с Раисом отправились к школе N200 в районе станции метро “Гянджлик”. Там последний указал Ахмедову на одного из мальчиков, игравших на школьной площадке в футбол, и назвал имя – Али Гезалов. Затем похитители подключили к делу Фархада Агаева, Шурию Тагиева и Эльчина Мамедова.
В полдень 5 мая Мазахир, Фархад и Эльчин подъехали к школьному дворику и стали терпеливо выжидать, когда появится “приговоренный” к похищению ребенок. Спустя некоторое время Али с одноклассником Чингизом появились из-за поворота. Когда мальчишки проходили мимо “Жигулей”, Фархад схватил Гезалова в охапку и запихнул на заднее сидение машины. Стоит особо отметить, что, идя на дело, преступники взяли с собой пистолеты. Начавшему было брыкаться школьнику молча поднесли к виску “Макаров”. После этого семикласснику залепили рот “скотчем” и завязали глаза платком.
Похищенного ребенка киднэпперы привезли в ресторан “Кенуль” и заперли в одной из комнат. Поздним вечером того же дня школьника перевезли на улицу Р.Бехбутова в квартиру 19 дома N8. Это “убежище” было подготовлено заранее. Однако спустя неделю похитители решили, что пора сменить место дислокации, и Али перевозят в поселок Ени Сураханы и в течение последующих 48 дней мальчика держали взаперти в недостроенном домике по адресу: улица Джапаридзе, 3.
В течение этого времени киднэпперы по телефону вели “переговоры” с убитым горем отцом похищенного мальчика Вели Гезаловым. Вначале “аппетит” подельников Мазахира составил полмиллиона долларов. В конце концов отцу удалось несколько сбить цену за освобождение сына, и злоумышленники согласились отпустить пленника в обмен 30000 долларов и золотые украшения общей стоимостью в 20000 долларов. “Заработанные” деньги они поделили.
Долгие годы преступникам удавалось успешно скрываться от сыщиков, но в конце концов их взяли. Вскоре над некоторыми из похитителей Али Гезалова состоится суд. Ариф Бабаев по-прежнему находится в розыске.
История третья: четко и эфыективно
Это похищение было совершено под предводительством того же Низами Алиева. В декабре 1995 года другие члены группировки – Фархад Агаев, Вахид Ахмедов, Руфат Рзаев и Закир Ибрагимов, вооружившись пистолетом, похитили Эльдара Ашурова. В заложниках он просидел несколько дней. 29 декабря благодаря деньгам, выплаченным родственниками, Эльдар Ашуров был выброшен из автомобиля на перекрестке улиц Халила Рзы и Дж.Мустафаева.
История четвертая: лучше откупиться
13 апреля 1996 года примерно в 10.00 банда похитителей в составе Лятифа Ахмедова, Магомеда Абдурахманова, Арифа Ахмедова и Ханлара Гасанова подъехала на автомобиле к дому N7 по улице Таганрогской. В этом доме проживал “объект” – Эмиль Халилов. Устроив засаду, похитители дождались, пока Эмиль Халилов вышел во двор.
Затолкав Э.Халилова в машину, они направились в поселок Бакиханов, где проживал Магомед Абдурахманов. По мобильному телефону (кстати, телефон принадлежал жертве), они связались с родственниками похищенного и запросили за его освобождение 60000 долларов. Родственники заявили, что им столь крупную сумму денег взять негде, вымогатели снизошли до их просьб и любезно согласились на 40000.
Деньги передавались на территории оксигенного завода. После этого Эмиль Халилов был освобожден.
История пятая: но на сей раз помогла полиция
17 августа 1996 года Шакир Набиев и его подельники заехали на “Мерседесе” во двор дома N2 по улице М.Расулзаде. Жертвой был выбран Гасан Аббасов – жилец того же дома. Ш.Набиев представился полицейским и под вымышленным предлогом повел его к машине.
Г.Аббасова затолкали в машину. Позднее было установлено, что держали его под стражей в дачном доме N21 по улице Буниятова в поселке Бакиханов. Однако долго Г.Аббасов там не задержался. Через три дня похитители были вынуждены отделаться от жертвы. Но не потому, что получили деньги. Довести план до конца помешала полиция Хатаинского района. Шакиру Набиеву удалось скрыться, а остальных задержали оперативники.
История шестая: родные платить отказались
А вот с одним из потерпевших Тофигом Гусейновым, произошел случай из разряда курьезных. 6 декабря 1999 года поздно вечером Т.Гусейнов ехал на своем “Мерседесе”, когда в поселке Бина его остановили сразу несколько “полицейских”, в числе которых были Ильгам Алиев и лично Балагардаш Дадашев.
Преступники запросили выкуп в размере полутора миллионов долларов. Однако родственники платить отказались, объяснив, что такой суммой не располагают.
Через посредников брату Гусейнова передали, что над похищенным нависла смертельная угроза и что они готовы на встречу с родственниками, если те выплатят хотя бы 100000 долларов. Но, наверное, похитители не поняли, с кем имеют дело. Брат платить наотрез отказался. Более того, он заявил, что если они убьют заложника, то родственники похоронят его со всеми почестями.
Обескураженным похитителям ничего не оставалось другого, как освободить заложника. Ясное дело, что Гусейновы вовсе не желали смерти своего родственника, но решили рискнуть.
Это далеко не все случаи киднэппинга в стране – для полного описания хотя бы тех, которых мы знаем, ушла бы не одна газетная полоса. Добавим также, что работа у киднэпперов хорошо налажена. Каждый выполняет свои обязанности и, естественно, гонорары получает в зависимости от степени риска. В банде похитителей, как правило, 4 группы.
Первая занимается изучением образа жизни, распорядка выбранной жертвы. Вторая группа – непосредственно похищением человека. Третья группа – содержанием жертвы, ну а четвертая группа – это, так называемые на блатном жаргоне, “разгонщики”. В их функции входят переговоры, иногда через подготовленных лиц; они доводят до родственников похищенного финансовые условия освобождения жертвы. Ну и, наконец, главарь бандформирования лично принимает всю сумму и по законам уголовного мира “честно” распределяет среди подручных.
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год