Армянская церковь – на пороге очередного раскола

По информации армянской газеты “Азг”, армянские патриархи Иерусалима и Константинополя – архиепископ Торгом Манукян и архиепископ Месроп Мутафян решили в конце июля прибыть в Эчмиадзин, причем причины визита излагаются весьма скупо: “желание совместно посовещаться с Католикосом Всех армян”.

Между тем предстоящий визит пройдет на фоне явного обострения внутрицерковных дрязг в Армении. Малоизвестно, но армянская церковь уже давно де-факто расколота надвое, и за соперничество над епархиями и приходами борются эчмиадзинский католикос и глава великого дома киликийского – в настоящее время это Арам I. Причем если на территории бывшего СССР и в Турции основным влиянием пользуется Эчмиадзин, то в диаспоре куда более популярен Арам I с резиденцией в Бейруте.

Избрание на пост католикоса всех армян Гарегина II уже сопровождалось весьма громким скандалом: некоторые священники и епископы обвиняли власти в лоббировании кандидатуры нынешнего главы Эчмиадзина. Теперь же, после лишения духовного сана бывшего главы Московской и ново-нахичеванской (Ростовская область России) епархии армянской церкви Тирана Кюрегяна, страсти разгорелись с новой силой.

Судя по сообщениям ереванской прессы, против такого решения категорически выступил патриарх константинопольский Месроп II (кстати, также претендовавший на пост главы Эчмиадзина). И, возможно, именно он оказался “связующим звеном” между опальным архиепископом Тираном и главой великого дома киликийского Арамом I, давно соперничающим с Эчмиадзином за право именоваться верховным главой всей армянской церкви. Неоднократные попытки примирить эчмиадзинский престол с киликийским результатов не дали, и раскол продолжает углубляться.

Однако попытка Месропа Мутафяна взять под свое покровительство опального архиепископа Тирана привела к тому, что и в прессе самой Армении, и во многих армянских газетах, издающихся за рубежом, началась травля стамбульского патриарха. Описываются подробности религиозных обрядов и празднеств, в которых авторы видят попытку Месропа Мутафяна поставить под вопрос власть эчмиадзинского престола и перейти под покровительство Арама I. Еще больше накалили страсти попытки установить контакт с “альтернативным центром” архиепископа Тирана.

Однако самой главной причиной, похоже, является другое. Ереванская газета “Азг” пишет об этом без обиняков: “Подобные деяния Месропа Мутафяна не считались бы вредоносными, если бы деяния, в конечном счете направленные на изоляцию первопрестола и претворение в жизнь лозунга “Диаспора – нам, Армения – вам”, не совпали с политикой Анкары, нацеленной на внесение раскола между диаспорой и Арменией”. Припомнили патриарху и то, что он отказался от поездки в Эчмиадзин, мотивируя это обострением отношений Армении и Турции.

И, судя по всему, именно в излишней, по мнению Еревана и идеологов диаспоры, лояльности Месропа Мутафяна официальной Турции, и следует искать причины ненависти к стамбульскому патриарху.

В самом деле, в условиях нынешнего обострения отношений между Ереваном и Анкарой армянская община Турции оказалась в весьма непростом положении. Сам факт ее существования не укладывается в официальную концепцию “геноцида армян”, “армянского суда” и т.д. Соблазн толкнуть соотечественников в Турции на резкие антитурецкие акции, спровоцировать тем самым “жесткий ответ” Анкары и вновь поднять шум о “притеснении армян в Турции” на фоне очередного взлета кампании по признанию “геноцида армян” слишком велик.

И в такой ситуации от Месропа Мутафяна требуется “ювелирная дипломатия”, которая позволяет ему сохранять высокий авторитет в армянской среде, в том числе и за пределами Турции, и при этом избегать политических коллизий с официальной Анкарой. А создание прецедента армянской общины, живущей в мире с Турцией, судя по всему, не устраивает в армянской среде слишком многих.

Нурани
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год