“Эхо” продолжает публикации интервью с главами дипломатических миссий, аккредитованных в Азербайджане. Мнения послов западных стран мы уже не раз публиковали, в связи с чем у восточных дипломатов возникло мнение, что мы проявляем одностороннюю позицию.
В противовес подобным высказываниям на вопросы “Эхо” отвечает посол Ирака в Азербайджане Галиб абд Хусейн, интервью которого приурочено к празднованию 17 июля 33-й годовщины иракской революции.
– Как развиваются дипотношения между Ираком и Азербайджаном?
– Ирак связывают очень тесные отношения с Азербайджаном, в основе которых общественные, религиозные, торгово-экономические, культурные связи. Ирак – первая страна, установившая дипломатические отношения с Азербайджаном еще в период нахождения его в составе СССР. В 1973 году в Баку было открыто генеральное консульство Ирака, впоследствии преобразованное в посольство. Мы сразу признали независимый Азербайджан, и меня назначили послом Ирака в Азербайджане в 1999 году.
Наши страны сотрудничают в рамках международных, в том числе мусульманских, организаций. Наша страна входит в Лигу арабских стран, находится в составе Конференции исламских государств. Но Ирак относится к группе неприсоединившихся стран, не участвует в военных блоках, проводит в этом смысле нейтральную политику. Основные направления нашей политики – независимое политическое решение, защита родины, неприсоединение к военным блокам, стремление к арабскому единству.
– Тот факт, что вы не состоите ни в одном военном блоке, осложняет ваши позиции в противовес США?
– Цивилизация в Ираке существует на протяжении 8 тысяч лет, у нашего народа древняя история и культура, обеспечивающая ему определенные права. США в тот период еще не существовали. Сейчас на политической арене доминируют государства, проводившие колонизаторскую политику начала ХХ века. Применяя принцип “разделяй и властвуй”, колонизаторы разделили огромную арабскую нацию, которую связывает общность территории, языка, культуры, религии, обычаев, на 22 маленьких государства. Сферы влияния тоже были распределены: Сирия и Ливан находились под влиянием Франции, Ирак и Кувейт – Англии, Ливия – Италии и т.д. Политика разделения продолжается и сейчас. Поэтому на карте появились Северный и Южный Йемен, также хотят разделить Ирак на три части: северный, средний и южный. Такая же участь уготована и другим арабским государствам.
Чем отличается египтянин от ливанца – это же одна нация! Колонизаторы ушли, но в наследство они оставили арабам угодный себе правящий режим и охраняют его, боясь объединения арабов, чтобы они в силу многочисленности и единства не стали играть большую гуманитарную роль в мире.
Палестина была единым государством, в котором испокон веков жили вместе очень близкие друг другу исторически евреи и арабы. С созданием Государства Израиль в 1947 году решили проблему территории для еврейского народа, но в то же время создали палестинскую проблему. Отсеянные по религиозному принципу палестинцы – 7 млн. беженцев, вынуждены были убраться из Палестины.
…В 1968 году в Ираке к власти пришла Партия арабского социалистического возрождения во главе с президентом Саддамом Хусейном. Первый шаг, который он предпринял, – национализировал нефть, от которой до того получали лишь 10%. А ведь Ирак, если не первая, то вторая в мире, после Судовской Аравии, страна по запасам нефти.
После национализации нефтяной отрасли все представители западных нефтяных компаний покинули страну, а у нас в руках оказались принадлежащие нам национальные богатства и возможность строить города, крупные промышленные объекты, даже смотреть в космос, развивать нацию, образование, учитывая, что 80% населения страны были неграмотны.
Но процессы, происходящие в арабском мире, постоянно контролируются извне, чтобы не допустить этого развития. Поэтому нашли повод и спровоцировали войну Ирака с Ираном, затем известные кувейтские события, хотя арабы, как члены одной семьи, могли решить это и сами, без самолетов и ракет, посланных президентом США Дж.Бушем.
Теперь блокада. Если бы они могли, то лишили бы нас и воздуха. Хотя и это в какой-то степени удалось, учитывая тяжелую экологическую ситуацию в регионе вследствие бомбардировок с использованием запрещенного облегченного урана.
Несмотря на то, что Кувейт – территория, имеющая особые связи с Ираком, мы признали его как государство. Вопрос даже не в том, что мы захватили Кувейт, а в том, что американцы используют эту территорию как базу против Ирака, его экономики. К тому же возникает вопрос относительно американской справедливости. Почему они так же не отреагировали на аналогичные события в других регионах? Разве Израиль не захватил столицу Ливана, а сами американцы вошли в Гренаду, советские войска – в Афганистан? Почему против них не собрали весь мир?
– Какова позиция Азербайджана в этом вопросе?
– Мы оцениваем отношение Азербайджана и понимаем те сложности, которые переживает ваше молодое государство. К тому же у вас остается неразрешенной карабахская проблема.
– В Ираке жалуются на деспотический режим Хусейна, некоторые бегут из страны.
– Любой режим оценивает народ, и если этот режим не устраивает народ, его могут сменить. Можно поддерживать какое-то время, но не постоянно. В каждой стране, как в каждой семье, есть свои слабые стороны. Нельзя снимать со счетов тот факт, что против Ирака проводится полномасштабная пропаганда, информационная война, на которую затрачиваются сотни миллионов долларов. И все потому, что Ирак проводит независимую политику, не совпадающую с интересами США.
Но как мириться с тем, что 700 млрд. долларов арабов находятся на счетах в американских банках, но ими обладают лишь сотни из 300 млн. арабов? А в это время тысячи людей в Мавритании, Судане, Сомали, Палестине умирают от голода.
– Но вы еще успеваете работать над созданием ядерной бомбы.
– Это очередной повод для агрессии, продолжения блокады и создания негативного образа Ирака. Кроме того, кто до сих пор использовал в мире атомное оружие – Ирак или США? Атомное оружие имеет даже Израиль, но резолюции в этом случае бездействуют, что также свидетельствует о политике двойных стандартов, проводимой США.
– Ожидается ли какое-то послабление в санкциях против Ирака?
– Если бы у нас были одни пески и камни, присутствия США здесь бы не было, а поскольку у нас нефть… США также не устраивает политический режим на Кубе, которая уже 40 с лишним лет находится в блокаде. Невзирая на блокаду, как и до нее, иракские граждане практически все получают бесплатно со стороны государства, в том числе медицинские услуги, образование, продукты питания: ежемесячно каждый гражданин Ирака обеспечивается 9 кг муки, 4 кг риса, 1 кг масла, порошком, мылом и прочим. Бензин очень дешевый. Во время агрессии в стране целенаправленно были разрушены коммуникации – водоснабжение, мосты… Нам открыто заявили на официальном уровне, что хотят вернуть Ирак в средневековье. Проблема с Кувейтом уже решена, теперь чего от нас хотят?
– Турция безоговорочно поддерживает Азербайджан в карабахском конфликте. Каковы позиции Ирака в этом вопросе?
– Мы уважаем все резолюции, которые были приняты по карабахскому урегулированию. Ирак официально поддерживает целостность и суверенитет Азербайджана, уважая его права. Мы не признаем так называемую “НКР”, принято официальное решение не принимать и не посылать туда делегации. Мы выступаем за мирное разрешение конфликта. Если какие-то государства говорят одно, а делают другое, это – их дело. Наша позиция – уважать права других народов.
– Есть возможности для развития торговли между нашими странами?
– Население Ирака – 25 млн. человек, а Баку и Багдад разделяет расстояние всего лишь в 1300 км. В наших странах богатый потенциал, который мы можем использовать, – бизнесмены, частный сектор, для них не существует преград. Есть возможность развивать туризм.
– Ожидаются ли инвестиции в экономику Азербайджана?
– …Когда снимут блокаду. Ежегодно мы оказывали помощь на миллиарды долларов, направляя ее нуждающимся народам Азии и Африки. США не устраивает наша помощь арабам и мусульманам, которых мы не хотим оставлять в беде и которым всегда готовы прийти на помощь. После землетрясения в Турции США выделили этой стране $250 тыс., а Ирак – $10 млн. Сравнивайте, хотя Турция и является членом НАТО.
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год