Попытки американского военного ведомства изыскать дополнительные средства для развертывания системы ПРО, судя по всему, оказались успешными. Рассмотрев предложение администрации о дополнительном финансировании в текущем 2001 финансовом году, сенат конгресса США одобрил план, в соответствии с которым Пентагон получит 5,6 из 6,5 млрд. долларов, предназначенных для дополнительного финансирования 12 американских федеральных ведомств. Теперь этот вопрос будет рассмотрен на согласительной комиссии и, предположительно, на следующей неделе поступит на подпись президенту.
В тот же день официальный представитель военного ведомства США контр-адмирал Крейг Куигли подтвердил, что США намерены построить на Аляске и южнее, вплоть до базы ВВС США Ванденберг в Калифорнии, полигоны для испытаний системы национальной противоракетной обороны и выразил удовлетворение “геометрией” этих полигонов, включающей в себя ныне действующий полигон на атолле Кваджалейн в Тихом океане.
Кроме того, Куигли признал, что, хотя полигон на Аляске создается как испытательный, при необходимости он может использоваться непосредственно и для обеспечения противоракетной обороны.
Правда, пока не известно, будут ли размещены на Аляске ракеты-перехватчики или системы слежения, и план действий еще не разработан до конца. Однако очевидно, что принципиальное решение уже принято. Более того, в Пентагоне признают, что на определенном этапе создание инфраструктуры национальной системы противоракетной обороны войдет в противоречие с договором по ПРО.
По словам Куигли, специалисты расходятся во мнении, в какой момент времени это произойдет, “но президент Буш, министр обороны Рамсфелд и другие очень ясно заявили о намерении развернуть систему ПРО”, – заявил представитель Пентагона. Подтвердил он и то, что США продолжают и будут продолжать консультации со своими союзниками по вопросу ПРО.
Как уточняет The Wall Street Journal, “в настоящее время США осуществляют испытательные пуски ракет-перехватчиков с полигона на атолле Кваджалейн в Тихом океане по ракетам-целям, которые стартуют с авиабазы ВВС Ванденберг, штат Калифорния.
Это значит, что РЛС раннего предупреждения, также размещающаяся в Калифорнии, может наблюдать эти цели сразу же после их старта. Добавление полигона на Аляске, откуда будут стартовать как ракеты-перехватчики, так и ракеты-цели, позволит Пентагону сбивать ракеты, совершающие полет по более реалистичной и трудной для перехвата траектории, а также по множественным траекториям, для того, чтобы проверить систему “на перенасыщение”.
После последних испытаний ракеты “Пэтриот” в США всерьез заговорили о том, что нынешние тесты системы ПВО проходят в “тепличных условиях”, в то время как реальная ситуация, в которой предстоит действовать системе, окажется куда сложнее.
Причем, судя по информации влиятельного американского издания, планы Пентагона вовсе не ограничиваются усложнением режима испытаний, а существующая на Аляске ситуация куда сложнее и опаснее, чем это кажется многим: “Официальные лица Пентагона заявили руководителям сенатской комиссии по делам вооруженных сил, что, если это одобрит президент Буш, руководители военного ведомства могут уже в начале следующей недели официально известить конгресс о планах начала подготовки площадки, как минимум, для десяти ракетных шахт в Форт Грили, расположенном недалеко от Фэрбанкса, штат Аляска…”
В США уже не раз подчеркивали, что создание системы “малой ПРО” направлено против “стран-изгоев”, но никак не России. Официальной реакции Москвы на создание элементов ПРО на Аляске пока еще не последовало, однако не следует забывать, что именно в районе Аляски США и Россия граничат между собой непосредственно – по узкому и короткому Берингову проливу.
Понятно и другое. Пригрозив Вашингтону, что пересмотр договора по ПРО от 1972 года разрушит всю систему стратегической стабильности, Россия, по всей видимости, не намерена ограничивать собственные “ответные меры”.
Владимир Путин уже обещает, что в случае отмены договора по ПРО перестанет существовать и СНВ-2, и заявляет, что Россия может обойтись малыми средствами: дооснастить имеющиеся ракеты дополнительными боеголовками. Там уже проведен учебный запуск ракеты СС-19 – по договору СНВ-2 они несут по одной боеголовке, однако рассчитаны на 6.
По американским оценкам, только одно испытание ПРО обходится в 100 млн. долл., а общая смета расходов выглядит так: почти 600 млн. на воздушную и космическую систему лазерного слежения за пусками, 530 – на систему перехвата вражеских ракет на старте и в космосе, почти 830 – на защиту собственно территории США и примерно столько же для союзников, то есть всего около 7 млрд. долл.
В таких условиях у России, возможно, просто нет иного выбора, кроме как грозить США полномасштабной гонкой вооружений, тем более что Вашингтон уже готов значительно сократить парк стратегических бомбардировщиков и собственный ядерный потенциал, не говоря уже о закрытии нескольких военных баз, чтобы изыскать средства на ПРО. Однако не исключено, что США примут вызов, и тогда Россия окажется в еще более сложном положении.
Нурани
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год