На рубеже столетий Шамкир прославил футбольный клуб

Путевку в европейские кубки заработали три азербайджанских клуба – “Шамкир”, “Шафа” и “Нефтчи”. В связи с этим руководитель сайта Эркин Ибрагимов решил подробнее осветить ход подготовки наших клубов к ответственным играм. Проект получил название “24 часа с…”.

Так как 11 июля чемпион Азербайджана “Шамкир” проведет первую встречу с валлийским клубом “Барри Таун”, поэтому первые 24 были проведены в Шамкире.

Эркин Ибрагимов предоставил “Эхо” право на публикацию подготовленных материалов.

***

Шамкир. В разное время этот регион прославило множество известных людей. В 30-х годах это был знаменитый поэт Ахмед Джавад, впоследствии репрессированный, позже – нефтяник Сарван Салманов.

На рубеже столетий Шамкир прославил одноименный футбольный клуб, который два года подряд становится сильнейшим в Азербайджане. Успехи клуба не ограничиваются гегемонией на национальном уровне. Именно “Шамкир” стал первым азербайджанским клубом, прошедшим один раунд еврокубков, причем Лиги чемпионов (успех агдамского “Карабаха” в Кубке Интертото в расчет не берем из-за низкого уровня самого турнира).

В чем заключается шамкирский футбольный феномен? Возможно ли силами района с населением в 150 000 человек содержать лучший клуб страны? За ответами на эти вопросы и, разумеется, дабы узнать о подготовке клуба к предстоящему визиту в Уэльс, я отправился на 400 км к западу от Баку.

Надо сказать, что главный тренер Агасалим Мирджавадов, не колеблясь, согласился с моей идеей провести 24 часа с “Шамкиром”: “Многие газеты пишут о нашей команде что попало. По слухам, по разговорам не только делают выводы о клубе, но еще и доводят свои часто неверные мысли до читателей. Вы первый, кто вот так решил посетить нас”.

Заранее дал себе зарок обойтись без интервью с футболистами. Что толку приставать к ним с назойливыми однотипными вопросами. Свое слово они должны сказать 11 июля на поле стадиона “Дженнер парк”.

Вояж в Шамкир начался с неприятного приключения. “Шамкир, Шамкир”, – огласил купе голос проводника. Второпях сойдя, я поискал глазами администратора клуба, который должен был меня встретить, но кроме таксистов так никого и не увидел. Да и будучи в Шамкире вместе с “Нефтчи” и “Шафа”, я не мог не заметить, что этот перрон, мягко говоря, отличается от того, на который я попадал ранее.

“Вы, наверное, в Шамкир?”, – догадливо спросил заботливый голос из-под кепки, больше известной в народе, как “аэродром”. – “Да, а разве это не Шамкир?”. После непродолжительного разговора, изобиловавшего проклятиями в адрес проводника, выяснилось, что станция “Шамкир” находится в 20 км от города, а мне надо было сходить на следующей станции. Но поезд ушел и до места назначения пришлось добираться на колесах.

Нет худа без добра, все-таки таксисты знают все. Хороший повод узнать, что первый встречный думает о футболе в регионе, и не только о футболе. Надо сказать, таксист проявил политическую подкованность, осторожно подбирал выражения и расхвалил не только руководство района, но и общереспубликанское, и, если бы мы проехали километром больше, то разговор зашел бы и о заслугах Кофи Аннана.

Приехав в 7.30 утра, было бы огромным преступлением сразу подниматься в гостиницу к Агасалиму Мирджавадову. Чайхана рядом с “апартаментами” Шамкира – лучшее место для отдыха, а заодно и неплохой наблюдательный пункт. И ровно через час из дверей гостиницы появляется первая фигура в форме клуба.

Выяснилось, что раньше всех в клубе встает Али Абушев. Опытный полузащитник потопал проторенным путем к столовой. Вскоре уже через каждые 5 минут из дверей по одному стали появляться ребята в красном. Очередной выходящий привлек наибольшее внимание. С Ильхамом Ядуллаевым уже подписан контракт, но в АФФА не торопятся утверждать трансфер. Вопрос с переходом защитника обсуждается повсюду, в том числе и в той самой чайхане, из которой я наблюдаю за походом Ядуллаева в столовую.

Но вот, наконец, звонок проснувшегося Мирджавадова, приглашающий подняться наверх. Условия, в которых живут тренер и футболисты, скажем так, нечемпионские. Сами номера плачут по ремонту, туалет есть только в тренерском номере, а в общий туалет на этаже с наступлением темноты заходят только крысы, но никак не футболисты клуба. Правда, свет есть круглосуточно – гостиница относится к исполнительной власти района.

Небольшой разговор с тренером. За день до этого клуб провел двустороннюю игру на местном стадионе, и сегодня у ребят восстановительные процедуры. Команда работает по плану, составленному Мирджавадовым. Каждый день, каждый час расписан. Все подчинено порядку, а это в футболе главное.

Утренняя тренировка в 10.45 скорее не тренировка, а, если выразиться популярным языком, “расслабуха”. Правда, и здесь обязательна 15-минутная пробежка. После этого следуют упражнения на растяжку. За выполнением подобных процедур наблюдает Закир Махмудов. Воспитанник сумгайытского футбола играл в одном коллективе с нынешним капитаном шамкирцев Мехманом Юнусовым и старше игроков на самую малость, но никакого панибратства не присутствует. Чувствуется порядок, и разные шутки в исполнении Бадри Кварацхелиа, острые как грузинский перец, процесс не срывают, а, наоборот, поднимают всем настроение.

На секунду воцаряется тишина. На стадионе появляется черный “Мерседес” президента клуба Шахбаза Сулейманова, больше известного, как “Саша”. Президент “Шамкира” – культовая личность в районе, это отец-основатель клуба. Говорят, что когда речь заходит о помощи для команды, он никогда не отвечает отказом. И первая тема, поднятая в нашем разговоре, – трансфер И.Ядуллаева.

– Все-таки Ядуллаев будет играть за “Нефтчи” или за “Шамкир”?

– C ним подписан контракт на год, все бумаги оформлены. Меня удивляет позиция АФФА. Они не подтверждают трансфер, говоря, что необходимо письменное соглашение от “Нефтчи”. Это вообще что-то новое. Ядуллаеву 25 лет, и за него даже не полагается выплата компенсации. Обидно, что в преддверии важных матчей в Лиге чемпионов мы сталкиваемся с такими искусственными препятствиями у себя в стране. Мы ни от кого не просим помощи, желаем лишь одного, чтобы нам не мешали.

– Одна трибуна на стадионе уже построена, и, надо признать, смотрится прекрасно. Какие еще работы осталось сделать на стадионе?

– Будет построена еще одна трибуна, подобная этой. Будут трибуны и за воротами. В общем стадион будет вмещать около 8000 человек. В ложе прессы вместимостью в 50 человек будут созданы все условия для работы журналистов. Вы уже увидели, что скоро завершится постройка офиса клуба. На первом этаже здания разместятся раздевалки, комнаты для судей, допинг-контроль.

– Можно ли сказать, что в следующей еврокубковой кампании “Шамкир” сыграет на родном стадионе?

– Мы работаем на это, собираемся строить гостиницу, улучшать дороги. Клуб должен играть в родном городе. …Мы не живем одним днем. В клубе создан дубль, трое воспитанников которого уже тренируются вместе с первой командой.

Легкая тренировка завершена, и команда отправляется в соседнюю Гянджу. В самом Шамкире нет сауны, и, чтобы попариться, приходится ехать за 40 км. Что же, 24 часа есть 24 часа, и отказаться от сауны значит отойти от идеи цикла.

По приезду разговор заходит с врачом команды Рагимом Магеррамовым. В этот момент доктор занят больной ногой Б.Кварацхелиа. Мои дилетантские познания в спортивной медицине вышли на поверхность при первом же вопросе:

– Мне сказали, что подобные мероприятия – редкость для команды. Почему бы не разрешить игрокам принимать сауну хотя бы раз в неделю?

– Да что вы – максимум раз в две недели. Именно такая периодичность полезна для организма футболистов, злоупотребление сауной негативно скажется на физических кондициях.

– Скажем, Кварацхелиа подобные процедуры помогли бы сбросить вес?

– Вот ему как раз парилка противопоказана – организм не принимает. К каждому игроку у нас индивидуальный подход.

– Много ли в клубе так называемых невынужденных травм, то есть, повреждений, не вызванных игровыми эпизодами?

– Да, бывает. Для их предотвращения мы и включаем в план расслабительные мероприятия, такие, как сегодня. Вообще восстановление игроков после нагрузок – моя главная проблема. Например, после игр со “Сконто” ребята не восстановились должным образом и “перегорели” на домашней игре со “Славией”.

После обеда команда отправляется спать, а мы с Агасалимом Мирджавадовым остаемся обсуждать шансы его ребят против валлийцев:

– Отрабатываете ли какие-то тактические схемы конкретно против игры будущего соперника?

– Прежде всего хочу поблагодарить вас за информацию, которую вы предоставили мне относительно “Барри Таун”. У нас нет доступа к Интернету, и ваши сведения просто бесценны для нас. …Мы будем играть в свой футбол, играя в который прошли “Сконто”. Разумеется, учитываем тот факт, что валлийцы прекрасно играют в воздухе. Значит, будет дана установка стараться меньше выбивать мяч на угловой. Хотя и ауты в исполнении “Барри Таун” – грозное оружие.

Знаем, что придется столкнуться с шумными трибунами, со стартовым натиском хозяев. Верю, что мои подопечные не растеряются.

– Наигрываете схему с участием Ильхама Ядуллаева?

– Да, ведь он уже наш игрок. В случае, если нам не разрешат заявить его в еврокубках, ребята выйдут на поле биться и за себя, и за Ильхама. Вообще я вам скажу, видно, что потенциал у этого защитника огромный, но последний год он, видимо, не тренировался в “Нефтчи”, у него очень слабые ноги, тяжелый прыжок. Словом, с ним надо много работать.

– В какой форме Бадри Кварацхелиа?

– Он восстанавливается после травмы, входит в игровой ритм. Очень радует тот настрой, с которым тренируется форвард. У меня немного было таких профессионалов, как он. Бадри держит вес, никогда не поднимается выше определенного уровня, знает, когда тренироваться, когда отдыхать. В отличие от большинства грузинских футболистов не употребляет алкоголь. Верю, он поможет нам в этом сезоне.

И опять основная тема обсуждений – И.Ядуллаев. “Сейчас у нас голова должна быть занята непосредственно подготовкой к матчам в Лиге чемпионов, а нам мешают заявить игрока. Устаю вести борьбу за пределами футбольного клуба”.

– На тренировке я заметил группу молодых игроков. Расскажите о них подробнее.

– Трое из них – воспитанники местной школы, созданной нами. Вратарь Турал Гаджиев уже сыграл два матча за клуб в прошедшем сезоне. А левый защитник Вусал Гусейнов – воспитанник грузинской школы футбола, сыграл в одной игре сезона и забил тогда гол. У него сильный удар, он борется до конца, очень настырный в отборе.

Большую часть дня глава исполнительной власти района Аслан Асланов проводит в еще недостроенном офисе клуба, где у него свой кабинет. В нем он зачастую бывает чаще, чем в своей резиденции. Одно то, что глава района проводит столько время в офисе “Шамкира”, говорит о его близости к команде. В успехах клуба роль А.Асланова огромна.

– Когда заходит речь о “Шамкире”, невольно напрашивается параллель с испанским “Алавесом”. Тоже маленький город, в котором поняли, что лучший путь для того, чтобы о них заговорили во всей Европе, создать сильный футбольный клуб.

– Согласен. Клуб представляет наш район, а когда мы играем в Европе, то и весь Азербайджан, и успех команды значит успех нашего государства. Помогать команде – моя обязанность.

– Примет ли команда еврокубковые матчи в следующем году на родном стадионе?

– Это моя цель. Создать не только клуб, но и необходимую инфраструктуру. Если мы достигнем этого, можно считать задачу выполненной.

– Футбольный бум в районе – результат успехов клуба?

– Несомненно. Еще несколько лет назад редко можно было встретить ребят, гоняющих мяч на улицах, а сейчас вы сами видите, что творится. Народ бредит футболом, эта игра стала как бы идеей нашего района, нашей визитной карточкой.

На обратной дороге обсуждаем планы команды с начальником клуба Вилаятом Джаббаровым. Что интересно, ни он, ни один из тех, с кем мне пришлось встречаться, не стали “загружать” своими проблемами. Хотя видно, что проблем много, но здесь предпочитают работать, нежели причитать. Такая же позиция и у Вилаята Джаббарова: “Разговорами дело не делается. У нас много работы, и главная наша цель – постройка стадиона, отвечающего требованиям УЕФА”.

В Шамкире вечер. Игроки сидят в чайхане по соседству. Местное население смотрит на своих кумиров с восхищением, но подсаживаться за столик к игрокам никто не решается. Это как бы неписаный закон. Зато за столиком, за которым со мной сидят доктор Рагим Магеррамов и сын А.Мирджавадова Анар, завязывается дискуссия. Мечта местных любителей футбола – увидеть на родном стадионе “Галатасарай”.

Последнее, что запомнилось в Шамкире – слова администратора Новруза Гулиева, сказанные в ожидании поезда: “Я много лет в футболе, но нигде не видел такого дружного коллектива. В этом сила команды”.

И в самом деле, подумал я, вспоминая увиденное в столовой клуба. К еще не полностью освоившемуся в коллективе, одиноко сидящему Ильхаму Ядуллаеву подсел Али Абушев. Слово за словом, и постепенно завязалась беседа, будто общаются два брата, давно не видевшие друг друга. Что же здесь такого, могут сказать некоторые. А то, что Ядуллаев и Абушев играют на одной позиции, и, если Ядуллаев заиграет, то первый, кого он может вытеснить из состава, – это возрастной Абушев.

Из архивов газеты ЭХО, 2001 год