Новый Антиталибский союз: в выигрыше может оказаться Иран

О визите в Москву и.о. министра иностранных дел Исламского Государства Афганистан (во главе с Бурнахуддином Раббани) доктора Абдулло Абдулло британская Би-би-си сообщила под красноречивым заголовком: “Москва ввязывается в афганскую войну”.

Визиту и.о. главы афганского МИД, который и ранее посещал Москву, впервые был придан весьма высокий официальный статус. И на переговорах, и на совместной пресс-конференции Игоря Иванова с его афганским коллегой стороны демонстрировали единство взглядов по всем вопросам. Афганский министр официально подтвердил, что на территориях, контролируемых талибами, созданы лагеря по подготовке международных террористов, где проходят подготовку не только афганцы, но также жители стран Персидского залива, Великобритании, Узбекистана, Кыргызстана, а также чеченские боевики.

Главной цели своего визита Абдулло тоже не скрывал – в центре внимания участников переговоров было совместное противостояние режиму “Талибан”.

Как известно, большинство стран мира продолжают признавать законным правительством Афганистана именно администрацию Раббани, несмотря даже на тот очевидный факт, что он был изгнан талибами из Кабула уже после истечения своих президентских полномочий. Первоначально стремительное наступление талибов, казалось, не оставило Раббани никаких шансов. Однако теперь, находясь уже в Москве, доктор Абдулло Абдулло заявил, что талибы вовсе не контролируют 90% территории Афганистана. По его словам, реально под контролем их администрации находится не более 60-70% афганской территории.

Снизилась и прежняя поулярность талибов среди населения. А бои с ними идут практически по всей территории страны. Если афганский министр таким образом пытался доказать, что антиталибский Северный Альянс во главе с Ахмад Шахом Масудом представляет собой серьезную силу, и шансы на изменение расстановки сил в Афганистане существуют, то это ему, по всей видимости, удалось.

И Игорь Иванов, и его афганский коллега постоянно подтверждали, что афганская проблема не имеет силового решения, конфликт должен быть урегулирован мирным путем. Но при этом мало кто сомневается, что Абдулло Абдулло приехал в Россию именно в поисках дополнительной военной поддержки.

Правда, сам он говорит об этом весьма уклончиво. По словам афганского министра, если бы все страны выполняли наложенные ООН запреты и воздерживались от поставок оружия талибам, то проблема была бы давно решена. Правда, при этом глава афганского МИД полагает, что международное сообщество обязано оказать помощь Афганистану, потому как режим “Талибан” представляет самую непосредственную угрозу и для соседних стран, и для мировой безопасности. Он напомнил о том, что на территории, контролируемой талибами, закрываются школы и вузы, растут производство и экспорт наркотиков. И если мировое сообщество намерено защитить своих детей от “белой смерти”, оно должно бороться с талибами.

Спорить с такой оценкой режима “Талибан” трудно. Более того, Россия всерьез озабочена вопросами безопасности своих центрально-азиатских союзников. Прошедшие подготовку в лагерях на территории Афганистана террористы из Исламского движения Узбекистана уже стали “головной болью” и для узбекских, и для кыргызских властей.

Визит в Москву доктора Абдулло Абдулло пришелся на период явного роста внимания Москвы к афганской проблематике. Более того, в начале недели, как о том уже писала наша газета, было объявлено о создании стратегического альянса Ирана, Индии и России – для поддержки Северного альянса Ахмад Шаха Масуда. Причем в Дели озабочены главным образом возможностью дестабилизации обстановки в штатах Джамму и Кашмир, а Москву беспокоит то, что талибы могут “взорвать” обстановку в Узбекистане, Таджикистане, Кыргызстане, Туркменистане и Азербайджане (в последнее, признаться, верится с трудом, и “азербайджанскую” сторону талибской проблемы наша газета уже подробно анализировала).

Свои счеты с талибами есть и у Ирана. Здесь не скоро забудут и простят расправу над сотрудниками иранского консульства в Герате и тем более массовые убийства афганских шиитов. Так что включение Ирана в антиталибский альянс вполне закономерно.

В те же дни, когда афганский министр вел переговоры в Москве, недвусмысленное предупреждение последовало из Вашингтона. В конце минувшей недели посол США в Пакистане Уильям Милам заявил, что “Талибан” как движение, предоставляющее убежище международному террористу Усаме бен Ладену, будет “нести ответственность” за любые его нападения на американские объекты.

Вскоре заместитель госсекретаря США Ричард Армитидж добавил, что Соединенные Штаты могут нанести удары по правящему в Афганистане движению “Талибан” в случае нападения бен Ладена на американские объекты. Нелишне вспомнить, что в ответ на взрывы американских посольств в Кении и Танзании в августе 1998 года США уже наносили бомбовые удары по территории Судана и Афганистана, где, как полагали американские аналитики, создана инфраструктура бен Ладена.

Таким образом, интересы и России, и ее союзников, и Запада в случае с талибами совпадают. Однако вовлеченность России во внутриафганское противостояние куда выше, чем у США и стран Запада. Более того, де-факто сегодня именно Москва оказывает политическую, экономическую и иную поддержку правительству Раббани. Другой вопрос, дойдет ли дело до второй военной интервенции в Афганистан.

Казалось бы, опыт первой афганской войны должен был бы научить российских генералов осторожности. Однако в разгар гражданской войны в Таджикистане в Москве вполне серьезно говорили о возможности второй интервенции в Афганистан и даже в Пакистан, где “окопались” лидеры объединенной таджикской оппозиции. Кроме того, весьма красноречивым оказался пример начала второй чеченской войны после проигранной первой.

Так что такой поворот событий в принципе не исключен, хотя весьма вероятно, что Россия предпочтет действовать руками Ахмад Шаха Масуда и своих новых союзников. Но куда более важным может оказаться другое. Москва и Дели в военной и военно-технической областях сотрудничают давно и тесно. Развивается и военное сотрудничество Москвы и Тегерана. И не вызывает сомнений то, что создание “антиталибского альянса” в составе Ирана, Индии и России не может не привести к дальнейшему “сближению” между этими странами.

Москва уже давно вынашивала идею создания военного союза в Южной Азии. Еще Евгений Примаков пытался слепить “треугольник” из России, Китая и Индии. Однако отношения между Индией и Китаем далеко не безоблачны, и идея “треугольника” была обречена на провал с самого начала. Иран в этом смысле – кандидат более удобный хотя бы потому, что Индии с ним нечего делить, а для России он – ближайший союзник.

Однако появление в регионе нового военного союза, этаких “антиталибских клещей”, охватывающих Афганистан практически с трех сторон, может возыметь совсем уж неожиданный результат. Этот союз под весьма благовидным антиталибским предлогом открывает практически неограниченные возможности “закачки” оружия в Иран. Так что результатом антиталибской борьбы в регионе может оказаться неожиданное усиление позиций Тегерана.

А это уже затрагивает интересы Азербайджана самым непосредственным образом. Более того, очевидно, что укрепление российско-иранского альянса и расширение сферы влияния Москвы и Тегерана, в особенности вблизи Центральной Азии и Южного Кавказа, не может не тревожить Запад, так что не исключено, что в скором будущем будут предприняты попытки пересмотреть складывающийся расклад сил. И до стабилизации обстановки в регионе еще, к сожалению, очень далеко.

Нурани
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год