В Азербайджане намерены взять религии под контроль

Госкомитет по работе с религиозными организациями только начинает свою деятельность. Напомним, что появлению этой структуры предшествовала серьезная обеспокоенность многих высокопоставленных чиновников страны ростом влияния на население разного рода религиозных сект, пропагандирующих нетрадиционные верования.

Эти опасения были высказаны на недавних заседаниях правящей политической элиты Азербайджана, после чего и появилась идея формирования ответственной структуры, которая бы занималась координированием всех видов деятельности различных религиозных организаций и их соответствия законодательству страны.

О том, как удаются первые шаги новообразованному госкомитету, мы беседуем с его председателем, профессором Рафиком АЛИЕВЫМ.

– Будет ли координировать комитет свою деятельность с Духовным управлением мусульман Кавказа?

– Мы будем соотносить свои усилия со всеми религиозными организациями, в том числе и с ДУМК. Это, в основном, будет касаться тех религиозных общин, которые подчиняются этому управлению.

– А как вы будете координировать деятельность нетрадиционных религиозных организаций?

– Да, наш комитет будет вести усиленную работу и с этими общинами. Их в Азербайджане больше тысячи, к ним можно отнести кришнаитов, бахаитов и другие религиозные течения, которые выходят за рамки традиционных религий. Любая религиозная община, будь то мусульманская, христианская или иудейская, должна быть зафиксирована в структуре определенного религиозного центра, контролирующего их деятельность. Например, отделение Русской православной церкви, действующее в Азербайджане, подчиняется московскому патриарху Алексию второму и законам Азербайджана. Так и другие религиозные общины, которые будут уважать наши законы и не будут выходить за их рамки, чья деятельность не будет мешать другим людям жить нормально, – с ними мы и будем работать.

– Есть ли конкретные случаи насильного вовлечения людей в религиозные секты?

– Да, такие случаи есть. Но это выглядит, конечно, не так, что кого-то просто насильно берут за руку и приводят в секту, приказывая или заставляя стать бахаитом или адвентистом. Просто людей заинтересовывают – кого деньгами, кого еще чем-то. Мы также считаем, что нельзя привлекать несовершеннолетних детей до 18 лет в эти секты.

– В последнее время в СМИ муссируются разговоры об адвентистах и их благотворительной организации АДРА. Ваш комитет намерен с этим разобраться?

– Что касается благотворительной организации АДРА, ее деятельностью занимается Госкомбеженцев и она прошла государственную регистрацию. А что касается, в частности, так называемых адвентистов 7-го дня, как религиозной общины, то естественно, их деятельностью будем заниматься мы.

Что мы будем делать? Во-первых, мы заново перерегистрируем их, а во время этого процесса внимательно ознакомимся со всеми их учредительными документами. Мы свяжемся с их головными организациями по всему миру, получим информацию о них в госструктурах этих стран и т.д. В общем, будет проведена комплексная проверка того, насколько их деятельность соответствует законам Азербайджана. В противном случае они будут поставлены вне закона на территории Азербайджана. Кстати, распоряжением президента все наши решения с момента их появления считаются обязательными к исполнению всеми структурами исполнительной власти на всей территории государства.

– Интересен и вопрос роста влияния ваххабизма в Азербайджане.

– Я скажу одно – ваххабизма как течения в исламе, как такового, нет. В Азербайджане нет религиозной общины, которая в своем уставе предусматривала бы распространение учения Мохаммеда Абдул Ваххаба. Просто ваххабиты рассеяны по всей стране и действуют под эгидой различных благотворительных обществ и религиозных течений. Ответственность за определение соответствия их деятельности уставу лежит на Минюсте и МВД.

– Недавно руководители силовых ведомств заявили об опасности исламского экстремизма. Как вы намерены реагировать на эти заявления?

– Если они говорят об этом, значит, у них есть факты и основания так говорить. Естественно, у них больше информации, чем у нас. Мы же пока только собираем информацию обо всех религиозных общинах. И после подведения итогов мы будем говорить с религиозными общинами, используя факты. Пока, судя по собранной нами информации, сильной опасности религиозного экстремизма в стране нет.

– Что вы можете сказать о деятельности мечети “Абу-Бекр”?

– Положение о деятельности нашего комитета пока не утверждено, на днях это должен сделать президент. И в соответствии с этим положением мы будем требовать учредительные документы у религиозных общин, в том числе у этой мечети. Если деятельность мечети “Абу-Бекр” не соответствует законам Азербайджана, естественно, будут приняты меры.

…Для того чтобы сохранить святость религии, чтобы не сделать ее игрушкой в руках политиков, государство должно регулировать с ней свои взаимоотношения. Многие неправильно понимают тот пункт Конституции, где указано, что религия отделена от государства. В Конституцию этот пункт заложен для того, чтобы отстранить самих религиозных деятелей от политических игр и от государственных дел.

– А в чем основное отличие вновь созданного комитета от бывшего управления по делам религии при Кабинете министров?

– У нашего комитета намного больше полномочий. Ведь мы занимаемся не только делами религиозных общин, наш комитет будет и регистрировать их – указом президента эта функция Минюста передана нам. Это большой рычаг не только для контроля над религиозными общинами, но и для принятия решений по ним.

– Когда намечается перерегистрация всех религиозных общин?

– Думаю, к концу месяца, как только президент утвердит наше положение. Числа 20-го. Тогда мы и объявим новый порядок регистрации и перерегистрации этих общин.

– Как отнесся Сирус Тебризли, бывший министр печати и информации, к тому, что ваш комитет разместился в этом здании, ведь он был ярым противником передачи здания кому-либо?

– Это здание полностью перешло на баланс нашего комитета. И у нас не было никаких проблем в связи с переездом сюда. При переходе этого здания на наш баланс присутствовали представители Минфина, Минэкономразвития, а также бывший замминистра печати и информации Р.Мамедов. Все было законно.

Из архивов газеты ЭХО, 2001 год