Теневой капитал в Азербайджане нужно легализовать

Российская Госдума уже во втором чтении рассматривает законопроект “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных заведомо преступным путем”. Дебаты напоминают схатки титанов.

Многие журналисты не без иронии замечают, что “топящие” проект депутаты либо сами заинтересованы в этом, либо лоббируют криминальные структуры, которые, накопив баснословные средства, рискуют попасть в поле зрения соответствующих органов со всеми вытекающими последствиями. Причем все это происходит в преддвери совещания министров финансов стран “большой восьмерки”, где главному финансисту России Алексею Кудрину придется “смягчать” необходимый правительству законопроект. А позиция крупных держав в вопросах отмывания денег предельно ясна.

В то же время совсем недавно в Казахстане был принят совершенно противоположный закон – “О легализации капиталов”, согласно которому, у желающего вложить инвестиции в экономику страны не будут спрашивать, откуда он взял эти средства.

Таким образом, на постсоветском пространстве позиции по вопросу легализации теневых капиталов и их отмывания расходятся.

Хотя в Азербайджане законодательного акта о легализации незаконных доходов не принималось, но надо признать, что в нашей стране эта система фактически действует. У госслужащих – министров, прокуроров, судей, таможенников и т.д. никто не спрашивает, на какие средства они строят виллы в Баку и за его пределами. Не спрашивают об этом и тех немногих, кто рискует вкладывать большие средства в какие-либо предприятия в Азербайджане.

Тем не менее советник башкана партии “Мусават” Губад Ибадоглу считает, что в Азербайджане теневые доходы следует легализовать официально. Хотя признает, что сегодня с их использованием никаких проблем в Азербайджане ни у кого нет. Однако, даже несмотря на это, большая часть “черных денег” не инвестируется в отечественную экономику, а утекает на счета в зарубежных банках. Губад Ибадоглу уверен, что вернуть этот капитал обратно будет практически невозможно.

В свое время такие попытки предпринимал и Аяз Муталибов. Он объявил своего рода амнистию всем бизнесменам, кто нажитые нечестным путем деньги инвестирует в экономику страны. И что же? Ни один из наших финансовых тузов не только не откликнулся на призыв главы государства, а наоборот, ускорил процесс переброски денег из страны, увидев в призыве Муталибова желание прощупать основные источники доходов “теневиков” с последующей экпроприацией средств и уголовным преследованием положившихся на честность объявленной аминистии.

Аналогичные попытки предпринимал, будучи у власти, и покойный Абульфаз Эльчибей, говорит Г.Ибадоглу. Однако и его амнистия успехом не увенчалась. В нашей стране законы и даже конституции регулярно пересматриваются под власть предержащих, сказал он. Поэтому доверия к долговечности финансовой амнистии быть не может.

“Еще важнее то, что в Азербайджане некуда вкладывать деньги”, – говорит экономист.

“Причина того, что в России сегодня на повестке дня подобный законопроект в том, что много теневых капиталов было накоплено до прихода к власти Владимира Путина”, – говорит бывший начальник отдела МНБ Азербайджана подполковник Ильхам Исмайлов. – Объемы этих средств настолько велики, что они сегодня представляют серьезную угрозу власти Путина”.

Поэтому, считает Исмайлов, не в интересах государства, а с точки зрения сохранения личной власти, этот шаг российского президента можно оправдать. “Большинство этих средств накоплено именно сегодняшними противниками Путина, и, естественно, эти деньги делались незаконным путем, что дает президенту России карт-бланш…”

“А в Казахстане, наоборот, с самого начала львиную долю теневого капитала накопили Назарбаев, его семья и его сторонники. То же самое в Азербайджане – процесс накопления средств связан с правящим режимом. Поэтому и наши, и казахстанские власти будут ратовать за легализацию “черных денег”, – говорит И.Исмайлов.

Вместе с тем сам Ильхам Исмайлов – не сторонник ни того, ни другого пути. “Естественно, следующая власть в Азербайджане будет бороться с этой легализацией. Но в этом вопросе есть столько криминала, что эффективное принятие “казахстанского варианта” возможно лишь спустя множество болезненных этапов”, – отметил он.

По словам бывшего контрразведчика, сегодня в Азербайджане очень малая часть теневого капитала инвестируется (“отмывается”) внутри страны. И даже это делается не самими владельцами этих незаконных средств, а с помощью принадлежащих им зарубежных компаний, зарегистрированных в Дубае или в многочисленных оффшорных зонах.

“Большая же часть капитала либо оседает на банковских счетах в тех же оффшорных зонах или инвестируется, главным образом в экономику Турции, России и стран Центральной Азии”, – уверен подполковник.

Такого же мнения придерживается и председатель правления Caspian bank Закир Меликов.

“Только 1 – 2% теневых капиталов инвестируется сегодня в Азербайджан. Причем большая часть этих средств идет на строительство жилья, нежели заводов и фабрик. Около 98% этих средств – за границей…”

Банкир ратует за принятие закона о легализации теневых доходов (казахстанский вариант). “Стране нужны инвестиции. Вообще принято, что в странах с переходной экономикой всегда происходит легализация “черных денег”. Затем же, после начала стабилизации, наступает период декларирования средств, который знаменует собой борьбу с незаконно нажитыми капиталами”, – отметил Меликов.

Но ведь в нашей стране проблем с отмыванием грязных денег не существует. Зачем же принимать отдельных закон?

Банкир отвечает на этот вопрос так: “Да, однако, чтобы наши олигархи, посредством зарегистрированных за рубежом компаний вкладывали бы сюда инвестиции, глава государства каждый раз должен повторять: “Вкладывайте в Азербайджан деньги, их не будут трогать”. А если будет закон, такая проблема постепенно отпадет”.

…”Главный вопрос – в безопасности вложенных инвестиций, их развитии. Обычно время от принятия закона о легализации капиталов и до начала массированных инвестиций в страну занимает 1,5 – 2 года. Когда все убеждаются, что в страну можно безопасно завозить незадекларированные инвестиции и за это никто не преследует, тогда капиталы начинают идти”, – говорит Меликов.

“В одном из своих последних выступлений президент страны коснулся этой темы, неофициально благословив отечественных капиталистов вкладывать нелегальные средства в экономику Азербайджана, подчеркнув, что никто не призовет их к ответственности”, – говорит экс-замминистра экономики Огтай Ахвердиев. Сам Ахвердиев неоднократно выступал с предложением легализовать криминальные деньги. Но инициаторами такого решения, по его словам, могут быть только президент или парламент.

По мнению Ахвердиева, заявлений в данном случае недостаточно. “Только закон может гарантировать нелегалам, что завтра они не будут привлечены к ответственности с последующей конфискацией или арестом. Только закон обладает силой убеждения и способен сломить стену неверия.

…Однако такой закон должен быть принят не навсегда, а на какое-то определенное время, скажем 5 лет, поскольку это все же криминал. Необходимо установить срок вступления в силу этого закона при четком соблюдении определенных условий. К примеру, исключаются вопросы по поводу источников и способов приобретения нелегальных средств и месте их нахождения. Механизм должен быть либерализован”.

О.Ахвердиев тоже убежден, что в Азербайджане немало “черных денег”. По самым скромным подсчетам, эта сумма составляет около 1 млрд. долларов. Где они?

“В большинстве своем в иностранных банках, где они наращивают дивиденды, – по 5 – 6% годовых. Когда эти же средства с успехом могут быть вложены в своей стране, к примеру, в Межбанк, где ежегодно выплачивается порядка 10 – 12%. Таким образом достигается двойной эффект. Выигрывает не только вкладчик, получающий больше по процентам, но, что особенно важно, национальная экономика, поскольку эти средства будут находиться в обороте и приносить ощутимую пользу государству”, – отметил Ахвердиев.

Конечно, такой закон, будь он принят, не обрадует тех граждан страны, у кого нет многомиллионных счетов в оффшорных зонах, а это – большинство населения. Однако ничего не поделаешь – таким путем можно хотя бы заставить олигархов работать на отечественную экономику.

Из архивов газеты ЭХО, 2001 год