Для дзюдоиста Эльчина Исмайлова, женитьба это проблема

В свое время Спартакиада народов СССР считалась очень авторитетным соревнованием. Это были своего рода Олимпийские игры Советского Союза, победители которых в массе своей представляли страну на крупнейших международных турнирах. Первым чемпионом Спартакиады в 1956 году от Азербайджана стал ныне покойный заслуженный мастер спорта по вольной борьбе Ирагимпаша Дадашев. Затем эстафету подхватили атлеты разных видов спорта, принесшие Азербайджану славу.

Эльчину Исмайлову, с которым встретился наш корреспондент, посчастливилось выступить на последней Спартакиаде народов СССР в 1991 году и выиграть звание чемпиона по дзюдо, при этом выполнив норму мастера спорта международного класса.

– Вы – единственный чемпион Спартакиады народов СССР по борьбе дзюдо. Как же получилось так, что, имея титул чемпиона Спартакиады, вас так и не включили в состав сборной команды СССР для участия в Олимпийских играх в Барселоне.

– Ну, тогда в Азербайджане в категории до 60 кг, в которой я выступал, было много талантливых дзюдоистов, которые могли бы составить конкуренцию любому атлету мира. Взять хотя бы Назима Гусейнова. Его олимпийское “золото” – вершина азербайджанской школы борьбы дзюдо.

10 лет тому назад я был в прекрасной форме, и уверен, что если бы на Олимпиаду поехал я, то, как минимум, добрался бы до финала. Но к сожалению, судьба распорядилась иначе. Я стал самым невезучим атлетом, которому не удалось участвовать в самых престижных международных соревнованиях. Но, к счастью для страны, представителю азербайджанской школы дзюдо удалось выступить и он взял олимпийское “золото”.

– Как-то один из сотрудников Министерства спорта рассказывал, что за вами специально приезжали грузинские специалисты борьбы дзюдо, дабы привлечь под знамена этой страны?

– Я слышал об этом. Ведь на Спартакиаде я победил чемпиона мира, грузинского атлета Амирана Тотикашвили в первой же схватке. Грузинская команда была удивлена, но я, скажу без ложной скромности, что тогда находился в идеальной спортивной форме. От предложения я отказался, надеясь, что поеду на Олимпиаду от Азербайджана.

– А кому вы обязаны своими достижениями в спорте?

– Во-первых – это мои родители, которые все эти годы терпели мою спортивную жизнь, наполненную разъездами и разлуками. Благодарен и брату, он сам мастер спорта по дзюдо. А начал я заниматься сперва греко-римской борьбой у тренера Наджафа Наджафова в Баладжарах. Но потом все эти нельсоны, суплесы и кочерги (технические приемы греко-римской борьбы. – Авт.) мне пришлись не по душе, и я, как брат, переквалифицировался в дзюдоисты.

Мой первый тренер по дзюдо Рагимхан Гаджиев научил меня азам этой японской борьбы. Тогда в обществе “Локомотив” старшим тренером был Тарлан Гасанов. Он и обратил на меня внимание, взяв в свою группу, где, кстати, тренировался и будущий олимпийский чемпион Назим Гусейнов.

Сейчас я несколько прибавил, увеличив вес до 75 кг. Но свой первый результат я показал, когда весил 42 кг, выиграв тогда первенство города Баку среди юношей. Кстати, юношеские и молодежные победы больше всего отложились в моей памяти. Особенно они близки мне еще и потому, что всегда приятно выделяться в юном возрасте среди своих ровесников.

В 1985 году я выиграл первенство республики в 17-летнем возрасте, в том же году на союзном первенстве стал третьим призером. В 1987 году я был первым в вооруженных силах СССР, и в том же году стал чемпионом мира среди военнослужащих. В 1990 году я выиграл престижный международный турнир в Брюсселе, а потом и в Будапеште. Но в любом случае, для меня самой ценной и важной наградой остается золотая медаль Спартакиады народов СССР.

– С кем пришлось побороться в финале Спартакиады?

– Да, финал, пожалуй, выдался самым сложным из всех встреч, предшествующих решающей схватке. Если предварительные встречи я выиграл, особо не напрягаясь, то в в финале мне достался очень достойный противник. Добраться до финала на Спартакиаде может не каждый. Это был чемпион СССР, чемпион мира среди студентов и чемпион мира среди железнодорожников чеченец Бахаев. Но я дважды заставил его пролететь по большой амплитуде ногами вверх. И поверьте, когда зал начал аплодировать, я едва удержался от слез радости.

– Известно, что всем звездам, так или иначе, предлагают лучшие условия в других странах. Наверняка подобные предложения поступали и вам, и наверное, не только от грузин?

– Не хотелось бы использовать громкие слова, но я действительно патриот своей страны. Я очень люблю Азербайджан и отказал даже нашим братьям туркам, которые предлагали мне гражданство своей страны.

Перетянуть пытались и беларусы, которые, кстати, регулярно проводили в Азербайджане своего рода селекционную работу, отыскивая здесь таланты, переманивая их, предлагая гораздо лучшие условия. Например, зная о популярности в Азербайджане юридического факультета, с формальными экзаменами меня обещали зачислить в минский вуз. В свое время в Беларусь уехали борец Камандар Маджидов, ставший впоследствии олимпийским чемпионом Сеула, и Натик Багиров – третий призер Олимпиады в Атланте, – и прославляли не историческую родину, а Беларусь. Кто знает, каких успехов достиг бы я в спортивной карьере, если бы в свое время уехал из страны.

– А чем вы занимаетесь сегодня?

– Передаю свой спортивный опыт подрастающему поколению в спортобществе “Локомотив”. У меня, кстати, огромное желание воспитать классных бойцов татами. Может быть, когда-нибудь стану таким же опытным тренером, как Тарлан Гасанов, и на меня обратят свои взоры специалисты из Министерства спорта.

– Наверняка есть трудности?

– Самый трудный вопрос для меня, когда родители напоминают мне о необходимости жениться. Все-таки разменял четвертый десяток, мне уже 33 года…

Из архивов газеты ЭХО, 2001 год