Турецкое правительство “отпустило” лиру

Отныне национальная валюта Турции будет свободно котироваться на мировых рынках

А.КАФАРЗАДЕ

Представители правительства Турции сообщили, что вынуждены отказаться от одного из ключевых компонентов своей программы экономических реформ. Отныне национальная валюта страны – лира, будет свободно котироваться на мировых рынках.

Напомним, что до последнего времени ее курс жестко регулировался правительством. На такой решительный шаг власти вынуждены были пойти, чтобы хоть как-то ослабить давление на экономику, переживающую сейчас жесточайший кризис. Фактически, как отмечают аналитики, уже можно говорить о девальвации лиры. За день до этого решения турецкий фондовый рынок пережил самое резкое падение курса акций за все время своего существования. С момента обострения политического кризиса в стране в понедельник на рынках царило состояние, близкое к панике.

Сообщается, что турецкие банки только в понедельник скупили около 7,6 миллиарда долларов – рекордную сумму за все время существования страны. Рынок полон слухов о том, что некоторые государственные банки не смогут выполнить свои долговые обязательства. Это послужило причиной того, что банки не дают друг другу денег в долг: процент межбанковского кредита подскочил до 2500%. Свой вклад в хаос на валютном рынке внесли и сомнения относительно того, что Международный валютный фонд предоставит Турции жизненно важный заем.

Инвесторы опасаются, что политическое перетягивание каната между президентом и премьер-министром страны заблокирует получение Турцией займа на сумму 7,7 миллиарда долларов. Турецкий премьер-министр Бюлент Эджевит собрал экстренное заседание чиновников, ответственных за состояние экономики, на котором они пытались определить пути выхода из кризиса. Турецкое правительство попыталось приглушить страхи экономического кризиса во вторник, когда оно резко сократило масштаб продажи государственных облигаций.

Пpемьер Эджевит попытался успокоить рынки: “Мы предпримем все меры, чтобы избежать экономического кризиса”, – сказал он. В тот же день казначейство заверило инвесторов, что вопрос о девальвации лиры в повестке дня не стоит. Фондовые рынки отреагировали на это положительно, и главный индекс стамбульской биржи в течение вторника даже возрос на 0,9%. МВФ согласилось предоставить заем при условии, что Турция ускорит приватизацию своей энергетики и телекоммуникационного сектора, а также проведет реформу банковского сектора.

По большому счету, полагают они, у правительства не было иного выхода – учетные ставки в Турции взлетели в последнее время на невиданную высоту, а банковская система страны оказалась пораженной кризисом ликвидности. Несмотря на кажущуюся очевидность такого выхода из ситуации, турецкие министры обсуждали вопрос о девальвации лиры около 12 часов. В опубликованном по итогам этого заседания заявлении особо подчеркивается, что правительство не собирается отходить от курса на реформу экономики.

Планируется продолжать проведение приватизации, а полученные от продажи госпредприятий дополнительные доходы тратить на защиту населения страны от инфляции. Теперь слово “инфляция” действительно станет в Турции особенно актуальным. Девальвация национальной валюты почти неминуемо ведет к потере ее покупательной способности на внутреннем рынке – и это после того, как показатели инфляции снижались на протяжении всего 2000 года. Борьба с инфляцией была одной из главных целей экономической реформы нынешнего правительства Турции.

МВФ даже выделил в помощь кабинету около 11 млрд. долларов. Неудивительно, что за развитием ситуации на стамбульских рынках следят не только в самой Турции, но и в штаб-квартире фонда. Если реформа провалится, это станет очередным поводом усомниться в правильности политики МВФ. Новая американская администрация уже выступила с предостережением, что МВФ не должен без конца финансировать страны, которые не в состоянии самостоятельно решать свои экономические проблемы, а напротив, сами же их и создают. Именно в этом обвиняется и турецкое правительство. Впрочем, многие аналитики полагают, что фонд в турецком кризисе не виноват.

Более вероятно, по их предположениям, что обвал на рынках спровоцирован политическим скандалом с участием премьера Эджевита и президента Сезера. Отправным пунктом нынешнего кризиса стало сделанное в понедельник заявление премьер-министра Турции Бюлента Эджевита относительно его разногласий с президентом страны по поводу того, как нужно бороться с коррупцией в стране. Бюлент Эджевит в понедельник резко прервал свою встречу с президентом страны Ахметом Сезером после того, как Сезер использовал в беседе с премьером слишком резкие выражения. Бизнесмены неоднократно критиковали турецкое правительство за проводимую им политику экономических реформ.

Особой критике подвергался президент страны Ахмет Сезер за его отношение к расследованиям дел о коррупции. Политические разногласия остаются неурегулированными, и это негативно сказывается на финансовых рынках страны. Если МВФ почувствует, что никаких реформ не предвидится, он может пересмотреть свое решение предоставить стране экстренный заем, что приведет к полномасштабному экономическому кризису.

Из архивов газеты ЭХО, 2001 год