Намик ИБРАГИМОВ
Китайцы говорят: “Трудно искать черную кошку в темной комнате, особенно, если ее там нет”. Не согласиться с изречением невозможно, хотя сегодняшняя жизнь совершенно искажает любое здравое суждение. На днях завершился судебный процесс над убийцами академика Зии Буниятова. Это дерзкое преступление было совершено в феврале 1997 года и потрясло всю страну.
Что же следует из судебных материалов? Очень коротко. Террористическая группировка “Хезболлах”, которая подготовила и осуществила это преступление (во всяком случае так считает обвинение), действовала в Азербайджане, заметьте, с 1993 года. За это время многие из ее членов успели побывать в неких лагерях по подготовке профессиональных террористов в Иране и обзавестись аресеналом, достаточным для вооружения целой роты солдат. Итак, опаснейшие террористы, хотя и нелегально, но и особо не напрягаясь, просачивались через государственную границу, как вода через дуршлак.
Налогоплательщики вправе поинтересоваться у компетентных органов: почему “черная кошка”, которая, несомненно, присутствовала и отнюдь не в темной комнате, так долго виляла хвостом, плодя на свет все новых и новых котят, которые в свою очередь посредством обучения в лагерях дружественного Ирана, становились матерыми котищами?
Как тут не вспомнить еще одно громкое тройное убийство, которое произошло в ночь с 14 на 15 января 1999 года. Тогда неизвестными в собственной квартире были зверски убиты известный экстрасенс Этибар Эркин и два его сына. Дело получило широкий резонанс. Кинулись искать убийц, и надо же такому случиться – вышли на еще одну экстремистскую религиозную, а по сути террористическую, организацию “Джейшуллах” (“Армия Аллаха”).
Появилась она на свет еще в 1995 году, а ее главарь, и опять-таки в одной из зарубежных стран, прошел физическую и боевую подготовку, освоив методы ведения боев в горных, лесных, городских условиях. Список можно было продолжить и пресловутой сепаратистской организацией “Садвал”, члены которой (прямо на заказ), подготовившись за рубежом, и не где-нибудь, а в Армении, взорвали вагон метро.
Мы далеки от того, чтобы вешать всех собак на наши органы национальной безопасности, обвиняя “чекистов” в полной беспомощности; безусловно, работа по разоблачению иностранных агентов, доморощенных террористов и прочих подонков сложная. Вспоминается в связи с этим изречение Сталина. Когда понурые начальники разведки стояли перед ним и оправдывались за длительные и неумелые поиски немецкой разведывательно-диверсионной группы, заверяя Верховного, что “делается все возможное”, тот резонно заметил: “Мы вас ничуть не ограничиваем. Делайте и невозможное”.
Между тем несложно было бы догадаться, что еще далеко не окрепший Азербайджан представляется лакомым куском для всякого сброда: террористов, фанатиков, спецслужб откровенно враждебных стран и просто бандитов. Есть такое понятие, как превентивные меры. И как это не досадно, надо все-таки признать, что с упреждающими действиями у нашего МНБ не все ладится.
При этом мы ничуть не призываем закручивать гайки и впадать в болезнь 37-го, когда карательные органы в каждом втором видели шпиона. Но ведь есть же целый ряд стран, в которых грамотная и четкая работа спецслужб прекрасно уживается с демократией. Пока же остается только ждать очередного громкого преступления с последующим, не менее громким разоблачением еще одной террористической организации, которая, быть может, уже несколько лет ведет подрывную деятельность в нашей стране, а в настоящую минуту готовит неприятный “сюрприз” нашим правоохранительным органам.
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год