Известное заявление министра национальной безопасности Азербайджана Намика Аббасова о возможности проведения антитеррористической операции на оккупированных азербайджанских территориях не могло не вызвать ответной реакции противника.
Глава МНБ Армении, Карлос Петросян в интервью газете “Айоц Ашхар” заявил буквально следующее: “Если азербайджанские спецслужбы полагают, что они могут провести “антитеррористическую” операцию на занятых территориях, то могу заверить, что их действия получат достойный ответ”. “Уверяю вас, – сказал Петросян, – что МНБ Армении обладает всеми силами и средствами для организации контрудара”.
Карлос Петросян добавил также, что никакого терроризма в ситуации с карабахским конфликтом в помине нет, есть лишь национально-освободительная борьба.
Трудно было рассчитывать, что армянская сторона среагирует как-то иначе, и за последнее время подобных обменов “любезностями” накопилось достаточно много. То, что подобные заявления больше носят пропагандистский характер, вряд ли надо доказывать. Яркий пример – неожиданное выдвижение формулировки “антитеррористическая операция” (АО), причем со стороны официальных лиц Азербайджана. Возникает вопрос – зачем это было нужно?
Ведь законное право на восстановление конституционного порядка (синоним АО) на собственной территории никто у Азербайджана никогда не отнимал. Более того, это право постоянно подразумевается, коли все мировое сообщество (за исключением самой Армении), признает и периодически подтверждает территориальную целостность Азербайджана.
Как справедливо отметил бывший глава секретариата аппарата президента, политолог Эльдар Намазов, совершенно неважно, как будут именоваться действия по возвращению захваченных земель – антитеррористическая или гуманитарная операция, главное – это твердое желание восстановить справедливость.
По мнению экс-президента Аяза Муталибова, заявления главы МНБ Азербайджана с учетом неблагоприятного положения дел в экономике, состояния армии, могут восприниматься “как бравада”. “Уж лучше ею не заниматься, – сказал “Эхо” Муталибов. – У меня на памяти эта бравада начала 90-х и то, к чему она привела. К силовым акциям надо серьезно готовиться – должно быть развитие производительных сил Азербайджана, модернизация армии, превращение ее в профессиональную – все это будет весомым аргументом в пользу урегулирования карабахской проблемы в интересах Азербайджана”.
Что касается позиции Армении, то Муталибов считает, что она фактически подталкивает Азербайджан к адекватным действиям силового характера по возвращению оккупированных территорий.
Бывший госсоветник президента по внешней политике Вафа Гулузаде в беседе с нашим корреспондентом назвал “глупым” высказывание главы МНБ Армении. “То, что армяне, – сказал эксперт, – ведут сепаратистскую, террористическую войну и являются орудием в руках чужого государства, в частности России, – это общеизвестные вещи”. По словам Гулузаде, раньше армяне заявляли то, во что сами не верили, а теперь стали откровенно говорить о том, что есть на самом деле.
Как бы то ни было, очевидно, что контрзаявление господина Петросяна вряд ли прибавит очки армянскому руководству на международной арене. Ведь глава МНБ Армении фактически подтвердил, что Армения стоит за оккупацией азербайджанских земель и считает терроризм, сепаратизм, экстремизм и т.п. всего лишь национально-освободительной борьбой. А это уже не что иное, как вызов мировому сообществу…
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год